Форум » Разное » Одежда казаков » Ответить

Одежда казаков

Георгий Гугня: Черкеска, бешмет, чекмень, башлык - одежда казаков. Костюм как нельзя лучше отражает уникальность сложившейся культуры казачества. С одной стороны - казаки люди очень русские, чем гордятся. С другой - их история и география так уж сложились, что казаческое сообщество - по природе своей глубоко интернациональное. Казаки торговали и воевали с соседями, брали замуж полонянок, теряя людей в походах, охотно пополняли войско за счет иноземцев и иноверцев. В 1647 году дьяк Хотунский, говоря о казаках, отмечал: "...живут в тех местах изстари кочевым обычаем, и с ними живут разных вер люди, литва и немцы, и горские, и запорожские черкесы, и крымцы, и ногайцы, и азовцы". "Калмыкам столько нравилась жизнь казачья, что они охотно поступали в их общество и заключали союзы и договоры о вьючном совместном житии и служении" - читаем мы у известного исследователя казачьего быта В. А. Сухорукова. Казачья жизнь нравилась не только калмыкам. С начала XVII века в состав войск входили и татары, которые назывались "наши татаровя", считались вполне казаками и несли службу наравне с остальными. В Черкасске ими была заселена целая станица - татарская слобода, имевшая свою мечеть и самоуправление по казачьему образцу. Казаки вообще, и в особенности донские, так сроднились с татарами, что еще в XVIII веке говорить дома по-татарски считалось у них обычным явлением. В конце XVII века на Дон начинают активно переселяться русские и украинские крестьяне, после раскола православной церкви во множестве едут старообрядцы. Плюс к тому на Лону живут евреи, армяне, греки, переселившиеся из Крыма, выходцы из Дагестана... Представление о национальном составе Донского войска дают старинные казачьи фамилии: Греков, Грузинов, Евреинов, Ляхов, Татаркин, Туроверов... Вся эта национальная пестрота чрезвычайно ярко выражается и пестротой казацкого костюма. "Их одежда, уборы и оружие, - пишет Сухоруков, - принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный. Один являлся в лазоревом атласном кафтане с серебряными нашивками и жемчужным ожерельем; другой - в камчатном или бархатном полукафтане без рукавов и в темно-гвоздичном суконном зипуне, опушенном голубою каймою; третий - в камчатном кафтане с золотыми турецкими пуговками и в настрафильном зипуне. У всех шелковые турецкие кушаки, и на них булатные ножи в черных ножнах, оправленных серебром; красные или желтые сафьяновые сапоги и кунья шапка с бархатным верхом. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленным с азиатской роскошью серебром и золотом под чернию". А атаман донской зимовой станицы Савва Кочет так описывает казаков в Посольском приказе: "...платья де они носят по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравитца: иные де любят платье и обувь по-черкески, и по-калмыцки, а иные обыкли ходить в руских стародревнего обычая в платье, и что де кому лутче похочетца, тот тако и творит. И в том де междо ними распри и никакого посмеханья друг над другом нет". Основной деталью казацкого мужского костюма являются, вне всяких сомнений, штаны - древнее скифское изобретение, без которого невозможна жизнь конника. Широкие шаровары, которые казаки носили почти до конца XIX века, в точности такие же, как те, что находили при раскопках древних курганов. Помимо шаровар мужской казачий костюм включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы). Поверх рубахи надевался зипун. Зипун - это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота. Исключительно удобная одежда, особенно для верхового. Зипун считался настолько важной деталью туалета, что нередко походы за военной добычей назывались "походами за зипунами". Также носили казаки бешмет - кафтан с перехватом, иногда отрезной в талии, но не со сборками, а с клиньями. Его шили из разных тканей, иногда из шелковой восточной материи, на подкладке, часто стеганным на вате. Говоря о женской традиционной одежде, разберемся для начала, кто же такие настоящие казачки. В одной из исторических хроник пишут: "На Дону казаки сперва жительством, нравом и поведением своим совсем Запорожским казакам подобны были. Ибо как сказывают сами, не имели жен и терпеть их не могли; но как стали за добычыо отходить, то в промыслах своих доставали от Турок, Кумык, Крымцев, Кубанцев, Черкес, от разных горских Татар и из прочих мест всякую пажить и людей, в том числе и женский пол, оных стали брать за себя и сожительствовать с ними". Полонянки - поначалу это были преимущественно татарки и турчанки - долго сохраняли традиционную одежду своего народа. К примеру, штаны, неприличные русской женщине, зато любимые женщиной восточной, долго были типичным предметом гардероба казачек. Так же как и мужчины, дамы носили домотканую рубаху. Правда, она была несколько длиннее мужской, да и понаряднее. Рукава, узкие от плеча и расширяющиеся книзу, обшивались в два-три ряда цветными лентами. Ворот и подол были "перетканы рядами, цвятками, как кому нравится". Девки, для которых такая рубаха до венца служила верхней одеждой, подпоясывали ее ярким шерстяным поясом, плетенным особым образом на пальцах. Замужней женщине поверх рубахи полагалось носить сарафан - в разных станицах его называли кубелек или сукман. Этот самый кубелек, чисто восточная штучка, напоминавшая по покрою татарский камзол с очень короткими и узкими рукавами, шили из окрашенного в яркие цвета сукна, а кто побогаче - и из парчи. Лиф застегивался серебряными или позолоченными пуговицами. Параллельно им шел второй, декоративный ряд пуговиц - золотых или низанных из жемчуга. По подолу кубелек обшивали широкой шелковой лентой (обычно красной или синей), а по самому краю - ажурной тесьмой. Под грудью всю эту красоту перехватывали поясом из позолоченных серебряных звеньев, либо бархатным, шитым жемчугом. Во второй половине XIX века на смену кубелеку приходит сарафан, подчеркивающий пышные формы его обладательницы. Задняя часть этого сарафана была вся в сборку, и материи на нее шло в 4-5 раз больше, чем на переднюю. Все эти сборки украшали лентами, и повязывали сарафан широким плисовым поясом ниже талии, чтобы сзади "сборы были видны и ленты". Выходя из дому летом, женщина набрасывала на плечи каврак - халат из шелка или парчи. Зимой - шубу, конечно же. Шубы шили длинные, в виде широкого, запахивающегося халата, колоколом расходящегося книзу. Подбивали лисьим, беличьим и заячьим мехом, покрывали сверху сукном, шелком, штофом, атласом. Те, кто не мог себе позволить шубу на лисе, ходили в овчинной. Также по холоду носили ватные пальто (плиски, жупейки) и кофты (ватянки, холодайки). Что до головных уборов, то казачки на протяжении более чем двухсот лет к татарскому платью надевали совершенно русскую кичку - высокую жесткую шапочку с круглым дном либо рогатую, вроде пилотки, надетой поперек. На кичку шел сложенный в несколько слоев холст. Его прошивали густыми рядами суровыми нитками, а потом долго варили в молоке, чтобы кичка затвердела. На рожки наматывали миткалевый рушник, концы которого сначала проводили поверх кички, затем под подбородком и, наконец, подтыкали сзади за ухом. Спереди навешивали налобник, унизанный жемчугом или блестками по бархатному полю. Сзади привязывали расшитый подзатыльник. Кичку украшали золотом, шелком, бисером, жемчугом, а бывало - и алмазами. Кое-где вместо кички носили вязаный колпак или колотовочку (небольшой платочек, завязанный наподобие банданы, и прикрывающий лоб). Поверх колотовочки надевалась шаль - с боков ее слегка закладывали внутрь, а надо лбом поднимали "уголком". Зимой поверх всего этого великолепия надевали еще один платочек, т.н. знузданку, - концы его связывались на макушке так, чтобы знузданка закрывала уши. Однако веяния времени не обошли казачество стороной. Во второй половине XIX века казачки в большинстве своем сменили чирики на туфли, а на головы вместо кичек водрузили модные чепчики и шляпки. Примерно в это же время сформировался комплекс военного казацкого костюма. Обмундирование донских казаков состояло из темно-синей куртки на крючках, зимой - темно-синий чекмень - куртка того же покроя, но длиной до колен, с темно-синим воротником, обшлагами и погонами с выпушкой прикладного цвета, темно-синих шаровар с лампасами. Головной убор - черные папахи либо фуражки с козырьками, красным околышем и темно-синей тульей, вытянутой вверх наподобие колпака. А для кубанских казаков, наоборот, черкеска черного сукна. Количество газырей, расположенных на груди с каждой стороны, первоначально равнялось десяти, но со временем увеличилось до 15 (калибр патрона винтовки, бывшей в употреблении у казаков Кубани, - 15.24, что равнялось 6 линиям). Крайние внешние газыри по своей высоте были на треть меньше основного ряда, в котором в специальных пеналах хранились капсюля. Бешмет - зимняя форма одежды - из белого шерстяного сукна, подбивается каракулем черного (темно-коричневого) цвета. Кубанский башлык - съемный капюшон с кожаными накладками на швах и удлиненными полами для защиты лица в ненастную погоду, прототип современной лицевой маски, - всегда красный. Точно как и рубаха "косовороткой", одеваемая под черкеску тоже красного цвета. На голове чаще всего кубанка - папаха уменьшенной высоты. У кубанских казаков на шароварах отсутствуют лампасы - это одно из основных отличий. Форма покроя прямая. Как мы видим, форма сохранила ряд традиционных элементов мужского костюма - бешмет, черкеска, чекмень, бурка. В то же время такие элементы формы, как китель, гимнастерка, фуражка, настолько полюбились казакам, особенно донским, что получили широкое распространение в качестве повседневной одежды. Кубанские же казаки остались верны своим кубанкам и газырям. К слову, кое-что из обмундирования конца XIX - начала XX века казаки носили и при советской власти. Во время Великой Отечественной войны, например, их полевая форма, представляла собой винегрет из предметов униформы образца 30-х годов, дореволюционного обмундирования и униформы образца 1941/1943 годов. Казаки упорно не желали расставаться с папахами и носить положенные по форме ушанки. И никакая советская власть не смогла вытряхнуть их из любимой черкески с газырями, в которой казачество щеголяет на протяжении нескольких веков. Текст: Екатерина Костикова, "Костюм имени дружбы народов", журнал "Националь" № 01/2004

Ответов - 197, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Георгий Гугня: Перношу из темы про Соболевская беседы про одежду Георгий Гугня пишет цитата aa888 пишет: Гор моя опечатка верно(написал Яикское вместо Яицкое), но я про другое , ты понимаешь надеюсь... Конечно ,понимаю.... Также понимаю и то , что уже неоднократно писал на форумах и про Уральское (Яицкое ) казачье войско, и про единственного легитимного Атамана, и про то как пытались расколоть войско ... Также понимаю, что ты все это уже читал неоднократно... Говорят ты в халате начал ходить? Верно?

Георгий Гугня: а888 пишет цитата Георгий Гугня пишет: Говорят ты в халате начал ходить? Верно? Надеюсь оспаривать что Яицкие казаки халаты носили не будешь? Гор ты знаешь мое отношение к форме и к национальной одежде, мы с тобой на эту тему говорили на Соболях, я придерживаю того что войска ПОКА нет, соответственно и формы нет, но есть национальная одежда яицких казаков ее я могу носить, в том числе и халаты и фуражки без какарды.Тебе халаты не нравяться?

Георгий Гугня: от Данилыч цитата aa888 пишет: есть национальная одежда яицких казаков ее я могу носить, в том числе и халаты Володя, а вы халаты под заказ шьёте, или у "союзников" покупаете?

Георгий Гугня: от Георгий Ж. Данилыч пишет: Володя, а вы халаты под заказ шьёте, или у "союзников" покупаете? Прошу прощения, что в разговор встреваю. Я свой халат у узбека на рынке купил под заказ. А шить на заказ - у кого заказывать? У тех же жителей и выходцев из Средней Азии. И дедыньки наши чего, на заказ халаты шили?

Георгий Гугня: от Евгений Спор считаю не к месту. Всем известно,что яицкие казаки халаты носили столетиями ( как жили в них, так и воевали в них- чапаны называются), военная же форма была регламентирована императорским величеством,значительно поз же 19-век ( и то когда казак находился на военной службе). В отставке или по льготе казак носил не обременяющюю регламентом одежду. Холаты-чапаны, казаки носили вплоть до середины 20-века,некоторые и позже. Так,что считаю прав Владимир,что захотел носить старый дедовский халат- одежу прежних уральских казаков (хотя сейчас практически никто не носит . Мода вышла-это раз. Второе не хотят себя объеденять с азиатами) Хотя мы сами-то кто? Ещё Есенин писал - Золотая,дремотная Азия, опочила на куполах.-

Георгий Гугня: от Георгий Гугня цитата Тебе халаты не нравяться? Мне ? Нет , разумеется. Татарка - да! Но если кому - то нравится - то пожалуйста.. Я поинтересовался у тебя ,т.к. на Соболях вроде у тебя не было ещё обновки. А зимние варианты бывают?

туранцев: Думаю,что Евгений прав.Носили халаты,кто хотел,но,конечно,не только халаты носили.Халаты,надо полагать,шили свои,на свой покрой,а не покупали у узбеков.Это уже чересчур.Хотя такой халат можно и переделать,вероятно. Вот уходцы,насколько я знаю,халатов не носили.Надо спросить TatianaIE,она должна знать,носили или не носили уходцы халаты на манер азиатских.Я то бывал у уходцев с промежутками между 1975 и 1990 годами,тогда не носили. А вот на фотографиях гурьевцев начала 20 века я ни одного в халате не видел.Казаки,наверное,с середины 19 века начали переходить на европейскую одежду,а халаты носили дома,или может,после бани. А то еще при атамане Гугне веке в 15 носили звериные шкуры,тоже дело.Сейчас почему то не носят,а напрасно,время как раз подходящее .Одно плохо-всех зверей перебили,одни мыши остались.

Георгий Гугня: Георгий Ж. пишет: Я свой халат у узбека на рынке купил под заказ Горк, а есть ли у тебя понимание того, что ты одеваешь национальную одежду другого (не нашего) народа - УЗБЕКСКОГО?

aa888: Георгий Гугня пишет: Мне ? Нет , разумеется. Татарка - да! Но если кому - то нравится - то пожалуйста.. Я поинтересовался у тебя ,т.к. на Соболях вроде у тебя не было ещё обновки. А зимние варианты бывают? Есть и зимние , стеганые... Коли мы штаны с лампасами одеваем почему и халат не одеть....

TatianaIE: туранцев пишет: Надо спросить TatianaIE,она должна знать,носили или не носили уходцы халаты на манер азиатских. Откровенно говоря, не видела ни разу. Я приезжала в Казахстан с 1970х по 1982, пока старики не поумирали, а молодые не поуехали. Кажется, ни разу не видела ни одного азиатского предмета в употреблении, помимо пиал и ковров. Хотя у нас по соседству жили и казахи и узбеки, и с ними дружили, особенно дети (в одни школы ходили, на одной и той же улице играли). Азиатскую еду перенимали: чебуреки, плов, бишпармак, манты - были на столах постоянно, это считается "уральской" кухней. Про халаты спрошу как-нибудь (наши старики ещё все на дачах - трудно с ними связаться). Может раньше когда-нибудь носили? До революции? В книгах про казаков халаты упоминаются не редко.

Евгений: Казаки, да вы гляньте на гравюру,что предоставил Георгий Гугня на Соболевской 2010. Там изображено УРАЛЬСКОЕ (ЯИЦКОЕ)казачье войско. В чем оно изображено? Правильно в халатах. Есть и другие изображения,других авторов,там тоже они изображены в халатах. Есть наброски Пушкина,сделанные своей рукой изображающие уральского казака, он там тоже в халате. Конечно сейчас много фото начала 20-века-где уральские казаки и офицеры изображены в форме по регламенту, но это только говорит о том что изменение одежды прошлого,шло не быстрыми темпами. Скорость смены одежды увеличивается со второй половины 20-века. Это я полагаю связано,с приобретением человечеством совершенных (более быстрых) средств передвижения, улучшенных средств связи,дающих возможность более быстрее обмениваться разной информацией,отсюда и мода более более быстротечна

Георгий Гугня: Евгений пишет: Там изображено УРАЛЬСКОЕ (ЯИЦКОЕ)казачье войско. В чем оно изображено? Внешне одежда на гравюре не похожа на узбекский халат - вероятнее всего они одеты в татарках ,чекменях или зипунах(кафтанах). Вот внешний вид зипуна 17 века. короткая справка Чекмень — верхняя мужская одежда в переходной форме между халатом и кафтаном. Обычно изготавливался из сукна. Застёгивали чекмень на левом боку: крючки пришивали на край правой полы, а петли — на левую полу[1]. Чекмени были популярны у тюркских народов, а также являлись элементом форменной одежды у казаков

Евгений: Георгий,посмотри внимательно фото и сравни. [center][/center] Могу представить и другие фото,но думаю не стоит. Однозначно,казаки халаты носили,возможно они имели и другое название.

TatianaIE: Вообще, если следовать Вашему принципу, Евгений, то вся одежда с запахом - халаты. Кимоно - это одежда с запахом и похоже на халат, но мы всё-таки называем это кимоно. То что на картинке изображено, имеет запах, но вот халат ли это? Я не уверена в названии, но похоже на традиционный русский зипун.

туранцев: Мы тут с Шевроном давеча разговаривали,почему никто не употребил такой термин-азям ? В словаре Н.М.Малечи дано 4 значения.1)Плащ,мужская накидка.2)Длинный халат.3)Верхняя одежда мужчин в виде короткого пальто.4)Длинный легкий халат из шерсти или сатина.Если у кого есть-посмотрите Н.М.Малеча-1 том. Вообще,поскольку среди уральских казаков было много татар родом из ногайцев,то и выходцы из русских стали надевать азям,татарку,но уральский азям сильно отличался от хивинского,то бишь узбекского халата.На фото Георгия о казачьем сборе Соболевская 2010 изображены казаки в азямах,но не в хивинских или других халатах.

Евгений: Всё таки не уверены в названии? Хорошо хоть сходимся в одном,что это верхняя одежда которую носили наши казаки. Пусть не имеющая названия. А теперь сравните с халатом ( как в простонародье называет Владимир) и поймёте, что с большей степенью вероятности они схожи. P.S. Что точно это ни халат монголо китайского типа, ни Кимоно, вороты и там, и там другие. В отличии от Средне Азиатского ношения халата, он не подвязан цветастым платком.

туранцев: Фото не очень четкое,но похоже на среднеазиатский халат,хоть и без пояса.Но это точно не азям.

Евгений: А в чем разница между Уральского азяма и Среднеазиатского (Бухарского,Узбекского) азяма.? Какие характерные черты различий? Чем отличается покрой?

Шеврон: Фото из словаря Малечи. Уральский казак в азяме [copyright][hideguest][/hideguest][/copyright]

туранцев: Я,конечно,не спец по покроям,но вижу что азям более плотный,короче и застегивается на левую сторону.А хивинские,или,скажем,бухарские,или туркменские халаты-они без застежек.Пусть скажет свое слово профессионал.



полная версия страницы