Форум » Разное » Одежда казаков » Ответить

Одежда казаков

Георгий Гугня: Черкеска, бешмет, чекмень, башлык - одежда казаков. Костюм как нельзя лучше отражает уникальность сложившейся культуры казачества. С одной стороны - казаки люди очень русские, чем гордятся. С другой - их история и география так уж сложились, что казаческое сообщество - по природе своей глубоко интернациональное. Казаки торговали и воевали с соседями, брали замуж полонянок, теряя людей в походах, охотно пополняли войско за счет иноземцев и иноверцев. В 1647 году дьяк Хотунский, говоря о казаках, отмечал: "...живут в тех местах изстари кочевым обычаем, и с ними живут разных вер люди, литва и немцы, и горские, и запорожские черкесы, и крымцы, и ногайцы, и азовцы". "Калмыкам столько нравилась жизнь казачья, что они охотно поступали в их общество и заключали союзы и договоры о вьючном совместном житии и служении" - читаем мы у известного исследователя казачьего быта В. А. Сухорукова. Казачья жизнь нравилась не только калмыкам. С начала XVII века в состав войск входили и татары, которые назывались "наши татаровя", считались вполне казаками и несли службу наравне с остальными. В Черкасске ими была заселена целая станица - татарская слобода, имевшая свою мечеть и самоуправление по казачьему образцу. Казаки вообще, и в особенности донские, так сроднились с татарами, что еще в XVIII веке говорить дома по-татарски считалось у них обычным явлением. В конце XVII века на Дон начинают активно переселяться русские и украинские крестьяне, после раскола православной церкви во множестве едут старообрядцы. Плюс к тому на Лону живут евреи, армяне, греки, переселившиеся из Крыма, выходцы из Дагестана... Представление о национальном составе Донского войска дают старинные казачьи фамилии: Греков, Грузинов, Евреинов, Ляхов, Татаркин, Туроверов... Вся эта национальная пестрота чрезвычайно ярко выражается и пестротой казацкого костюма. "Их одежда, уборы и оружие, - пишет Сухоруков, - принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный. Один являлся в лазоревом атласном кафтане с серебряными нашивками и жемчужным ожерельем; другой - в камчатном или бархатном полукафтане без рукавов и в темно-гвоздичном суконном зипуне, опушенном голубою каймою; третий - в камчатном кафтане с золотыми турецкими пуговками и в настрафильном зипуне. У всех шелковые турецкие кушаки, и на них булатные ножи в черных ножнах, оправленных серебром; красные или желтые сафьяновые сапоги и кунья шапка с бархатным верхом. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленным с азиатской роскошью серебром и золотом под чернию". А атаман донской зимовой станицы Савва Кочет так описывает казаков в Посольском приказе: "...платья де они носят по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравитца: иные де любят платье и обувь по-черкески, и по-калмыцки, а иные обыкли ходить в руских стародревнего обычая в платье, и что де кому лутче похочетца, тот тако и творит. И в том де междо ними распри и никакого посмеханья друг над другом нет". Основной деталью казацкого мужского костюма являются, вне всяких сомнений, штаны - древнее скифское изобретение, без которого невозможна жизнь конника. Широкие шаровары, которые казаки носили почти до конца XIX века, в точности такие же, как те, что находили при раскопках древних курганов. Помимо шаровар мужской казачий костюм включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы). Поверх рубахи надевался зипун. Зипун - это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота. Исключительно удобная одежда, особенно для верхового. Зипун считался настолько важной деталью туалета, что нередко походы за военной добычей назывались "походами за зипунами". Также носили казаки бешмет - кафтан с перехватом, иногда отрезной в талии, но не со сборками, а с клиньями. Его шили из разных тканей, иногда из шелковой восточной материи, на подкладке, часто стеганным на вате. Говоря о женской традиционной одежде, разберемся для начала, кто же такие настоящие казачки. В одной из исторических хроник пишут: "На Дону казаки сперва жительством, нравом и поведением своим совсем Запорожским казакам подобны были. Ибо как сказывают сами, не имели жен и терпеть их не могли; но как стали за добычыо отходить, то в промыслах своих доставали от Турок, Кумык, Крымцев, Кубанцев, Черкес, от разных горских Татар и из прочих мест всякую пажить и людей, в том числе и женский пол, оных стали брать за себя и сожительствовать с ними". Полонянки - поначалу это были преимущественно татарки и турчанки - долго сохраняли традиционную одежду своего народа. К примеру, штаны, неприличные русской женщине, зато любимые женщиной восточной, долго были типичным предметом гардероба казачек. Так же как и мужчины, дамы носили домотканую рубаху. Правда, она была несколько длиннее мужской, да и понаряднее. Рукава, узкие от плеча и расширяющиеся книзу, обшивались в два-три ряда цветными лентами. Ворот и подол были "перетканы рядами, цвятками, как кому нравится". Девки, для которых такая рубаха до венца служила верхней одеждой, подпоясывали ее ярким шерстяным поясом, плетенным особым образом на пальцах. Замужней женщине поверх рубахи полагалось носить сарафан - в разных станицах его называли кубелек или сукман. Этот самый кубелек, чисто восточная штучка, напоминавшая по покрою татарский камзол с очень короткими и узкими рукавами, шили из окрашенного в яркие цвета сукна, а кто побогаче - и из парчи. Лиф застегивался серебряными или позолоченными пуговицами. Параллельно им шел второй, декоративный ряд пуговиц - золотых или низанных из жемчуга. По подолу кубелек обшивали широкой шелковой лентой (обычно красной или синей), а по самому краю - ажурной тесьмой. Под грудью всю эту красоту перехватывали поясом из позолоченных серебряных звеньев, либо бархатным, шитым жемчугом. Во второй половине XIX века на смену кубелеку приходит сарафан, подчеркивающий пышные формы его обладательницы. Задняя часть этого сарафана была вся в сборку, и материи на нее шло в 4-5 раз больше, чем на переднюю. Все эти сборки украшали лентами, и повязывали сарафан широким плисовым поясом ниже талии, чтобы сзади "сборы были видны и ленты". Выходя из дому летом, женщина набрасывала на плечи каврак - халат из шелка или парчи. Зимой - шубу, конечно же. Шубы шили длинные, в виде широкого, запахивающегося халата, колоколом расходящегося книзу. Подбивали лисьим, беличьим и заячьим мехом, покрывали сверху сукном, шелком, штофом, атласом. Те, кто не мог себе позволить шубу на лисе, ходили в овчинной. Также по холоду носили ватные пальто (плиски, жупейки) и кофты (ватянки, холодайки). Что до головных уборов, то казачки на протяжении более чем двухсот лет к татарскому платью надевали совершенно русскую кичку - высокую жесткую шапочку с круглым дном либо рогатую, вроде пилотки, надетой поперек. На кичку шел сложенный в несколько слоев холст. Его прошивали густыми рядами суровыми нитками, а потом долго варили в молоке, чтобы кичка затвердела. На рожки наматывали миткалевый рушник, концы которого сначала проводили поверх кички, затем под подбородком и, наконец, подтыкали сзади за ухом. Спереди навешивали налобник, унизанный жемчугом или блестками по бархатному полю. Сзади привязывали расшитый подзатыльник. Кичку украшали золотом, шелком, бисером, жемчугом, а бывало - и алмазами. Кое-где вместо кички носили вязаный колпак или колотовочку (небольшой платочек, завязанный наподобие банданы, и прикрывающий лоб). Поверх колотовочки надевалась шаль - с боков ее слегка закладывали внутрь, а надо лбом поднимали "уголком". Зимой поверх всего этого великолепия надевали еще один платочек, т.н. знузданку, - концы его связывались на макушке так, чтобы знузданка закрывала уши. Однако веяния времени не обошли казачество стороной. Во второй половине XIX века казачки в большинстве своем сменили чирики на туфли, а на головы вместо кичек водрузили модные чепчики и шляпки. Примерно в это же время сформировался комплекс военного казацкого костюма. Обмундирование донских казаков состояло из темно-синей куртки на крючках, зимой - темно-синий чекмень - куртка того же покроя, но длиной до колен, с темно-синим воротником, обшлагами и погонами с выпушкой прикладного цвета, темно-синих шаровар с лампасами. Головной убор - черные папахи либо фуражки с козырьками, красным околышем и темно-синей тульей, вытянутой вверх наподобие колпака. А для кубанских казаков, наоборот, черкеска черного сукна. Количество газырей, расположенных на груди с каждой стороны, первоначально равнялось десяти, но со временем увеличилось до 15 (калибр патрона винтовки, бывшей в употреблении у казаков Кубани, - 15.24, что равнялось 6 линиям). Крайние внешние газыри по своей высоте были на треть меньше основного ряда, в котором в специальных пеналах хранились капсюля. Бешмет - зимняя форма одежды - из белого шерстяного сукна, подбивается каракулем черного (темно-коричневого) цвета. Кубанский башлык - съемный капюшон с кожаными накладками на швах и удлиненными полами для защиты лица в ненастную погоду, прототип современной лицевой маски, - всегда красный. Точно как и рубаха "косовороткой", одеваемая под черкеску тоже красного цвета. На голове чаще всего кубанка - папаха уменьшенной высоты. У кубанских казаков на шароварах отсутствуют лампасы - это одно из основных отличий. Форма покроя прямая. Как мы видим, форма сохранила ряд традиционных элементов мужского костюма - бешмет, черкеска, чекмень, бурка. В то же время такие элементы формы, как китель, гимнастерка, фуражка, настолько полюбились казакам, особенно донским, что получили широкое распространение в качестве повседневной одежды. Кубанские же казаки остались верны своим кубанкам и газырям. К слову, кое-что из обмундирования конца XIX - начала XX века казаки носили и при советской власти. Во время Великой Отечественной войны, например, их полевая форма, представляла собой винегрет из предметов униформы образца 30-х годов, дореволюционного обмундирования и униформы образца 1941/1943 годов. Казаки упорно не желали расставаться с папахами и носить положенные по форме ушанки. И никакая советская власть не смогла вытряхнуть их из любимой черкески с газырями, в которой казачество щеголяет на протяжении нескольких веков. Текст: Екатерина Костикова, "Костюм имени дружбы народов", журнал "Националь" № 01/2004

Ответов - 197, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

ДмитрийБ: Хочу узнать что носилось в станицах кроме сапог? у донцов были чирики а у наших уральцев что было?

Калёновец: ДмитрийБ пишет: Хочу узнать что носилось в станицах кроме сапог? у донцов были чирики а у наших уральцев что было? По рассказам, старики, круглый год, ноги в пимах (валенках) держали. Повседневную обувь называли чарыки. Часто упоминались, в рассказах, резиновые галоши и тапы (кошомные тапочки, подшитые кожей).

ДмитрийБ: А как чарыки выглядели. Хочу себе сделать

Шеврон: ДмитрийБ пишет: Хочу узнать что носилось в станицах кроме сапог? у донцов были чирики а у наших уральцев что было? Вот что пишет С.К. Сагнаева в своей книге "Материальная культура уральского казачества" "... основными видами обуви уральских казаков в холодное время года были валенки и сапоги, для утепления которых широко использовали "теньги" и "байбаки" из кошмы. В теплое время года мужчины и женщины носили покупную и самодельную обувь из разного материала... Характеризуя обувь уральских казаков, следует также отметить отразившиеся в ней следы контактов с тюркоязычными народами региона. Традиция ношения мягкой обуви из кошмы, сукна, кожи сшитой наподобие чулка, характерна для многих кочевых народов...". Она же пишет: "Самодельную домашнюю и уличную обувь в конце 19 - начале 20 в. часто шили из кошмы. Помимо упомянутых "тенег", которыми пользовались и дома, были распространены "галоши" из кошмы, надевавшиеся поверх сапог. В весенне-летний период носили "кошомные чувеки", или "кошомы" - закрытые туфли с меховой опушкой".

Калёновец: ДмитрийБ пишет: А как чарыки выглядели. Хочу себе сделать На сколько мне известно, чарыками называли всю повседневную обувь. А выглядеть она могла по - разному.

Калёновец: Шеврон пишет: Вот что пишет С.К. Сагнаева в своей книге "Материальная культура уральского казачества" Сания Сагнаева материал собирала среди потомков "уходцев" на Сыр - и Аму - Дарье. Уральское войско, когда - то и звалось "кошомным", потому что обувь из кошмы предпочитали носить. Поэтому и не помёрзли уральские казаки в Хивинском походе 1839/1840 гг. Однако, названия обуви - "теньги" и "байбаки", мне не приходилось слышать. "Чувяками" называли, обычно, старые обрезанные пимы (валенки). Опять же, галоши из кошмы, поверх сапог. Какая то, несуразица получается. Обычно, на кошомные "чуни" надевали резиновые галоши. По сути, до 1970 - х гг. в уральских посёлках использовались те же самые названия одежды и обуви, которые были и в конце XIX века. Более достоверно будет, если узнаем про обувь уральцев в Словаре Н. М. Малеча.

Шеврон: Калёновец пишет: Более достоверно будет, если узнаем про обувь уральцев в Словаре Н. М. Малеча. Она на Малечу и ссылается в своей книге.

Ефимия: Калёновец пишет: По сути, до 1970 - х гг. в уральских посёлках использовались те же самые названия одежды и обуви, которые были и в конце XIX века. В конце 70-х еще слышала в сельской местности названия" Чувяки" и" чуни".Как выглядели к сожалению не знаю. В это же время на местной кожевеной обувной фабрике "Землячка" изготавливалась обувь "Чини" и "Бабуши".Бабуши- это тапочки с кожаным верхом с небольшим меховым отворотом.

Denis: Каленовец пишет: На сколько мне известно, чарыками называли всю повседневную обувь. А выглядеть она могла по - разному. Определение слову чарык, в словаре Н. М. Малечи. ЧАРЫК, чярык,чирык,цярык, - женская и мужская полуоткрытая обувь,ботинок, тапочка. - Шили и чарыки, они как чувяки, только с язычком; готовили их на деревянных гвоздях. Шип. Чарыки мужски и женски шьют выворотно и на гвоздях. Ур. А вся другая обувь (кроме валеной) чарыками называлась. Кал. Я от этот чарык скинь да его по морде ( пьяного мужа). Буд. Уляка, давайте с ноги бросать чарык ( гадать). Бок. Я на бережке жила, чарыком воду пила ( фольк.).Ур. Деушка просит отдать ей чарык. Мерг. Чарыки с козырьками впереди, они из кожи. Сер. Чарыки - это старинная женская обувь, род туфлей, перед которых был вышит золотом и серебром. Под чарыком носились кастровые чулки - синего цвета, со "стрелками". УВВ,1867,№5. Сшила баба чарык: яловец весь излопался, а хромовец - весь свеженький. Нук., 1943 =Влад.,Чап.,Круг.,Крут.,Герб.,Кал.,Ям.,Скв.,Фок.,Богат.,Кот.,Соб.,Янв.,Оз. ЧАРЫЧОК, чирычек, циричек, уменьш.-ласк. к чарык. - Чарычки - домашние туфли. Шип. Потом он у нее ( девушки) стащил чарычок. Мерг. Маненьких одевают в чепчик, рубашоночку, чарычки или башмачки. Фурм. Хозяйка, почем чарычки-ти? Ур. На ноги ( покойнику надевают) чувеки, если не в силах ( справить) - чарычки, разутого не клали. Янв. ЧАРЫШНИК, чярышник, - сапожник. - Далеко идешь? - К чарышнику, чарыки шить. Ур. Айда к чарышнику. Дьяк.= Инд.

Denis: Ефимия пишет: В конце 70-х еще слышала в сельской местности названия" Чувяки" и" чуни".Как выглядели к сожалению не знаю. ЧУВЕКИ, чувеки, -къф, мн. (ед.чювяк и чувек), тюрк., - кожаные тапочки, домашняя летняя обувь, но и кошомные чувеки есть. - Чувеки, штоль, надеть? Соб. Здесь не было чувеков? Буд. Подайте мне чувеки: ноги ломят. Кра-арм. Чувеки - летняя обувь, чувеки были кошомны. Чув. Чувеки-чирики без завязки. Нук. В этих чувеках чулки не худятся. Нук., 1943. На ноги надевают покойнику чувеки, разутого не клали ( в гроб). Янв.,Ур.,Круг.,Ант.,Куш.,1925,Инд.,Фурм.,Кожех.,Чесн. ЧУНИ, чюни, -ниф, мн., ед.чюн"ъ,ни, - валеные туфли. Ур. ЧУНИК, чюник, тюньк, -къ, мн.чюники и чюнки, - валеные из шерсти домашние туфли, тапочки, связанные из шерсти на кожаной подошве, часто - обрезные валенки ( голенище срезано). По дому зимой маленьки пимики носили; во Лбищах их чуниками называют. Гур. Из кошмы шьются чуники - и желты, и голубы, да пушком обшиты. Чув. А чуники у тебя каки расшиты! Фурм. Чуньки-чувяки. Ур. Целы чуньки мальчишки на ноги- то надели. Ган. Ходили в чуньках валеных. Щап. = Соб., Чап.,Скв.,Шип.,Кожех.,Буд.,Инд.,Янв.,Ант.,Кыз.,Мерг. ЧУНИЧКИ, чюнички, тюницки, цюнички, - уменьщ.-ласк.к чуники. - Чуники мои совсем порвались. Ур. Тюнички валены, оне по домашностях, в сухой время. Соб.

Denis: ЧЕБОТЫ, чебъты, -тыф, мн.,ед. чебът, -тъ, - тяжелая рабочая обувь, ботинки, или же валянные из шерсти высокие домашние туфли. - Чеботы, чай, не в передней стоят. Ур. Голубь не вернулся. Сестра сказала: "Я пойду искать его". Заказывает себе три посоха железных, трои чеботов железных и трои кокурки железных ( фольк.)Нук., 1943. Куды ты в чеботах-то в горницу ломишься? Ур. ЧЕБОТАРЬ, чибатар, -ря, - сапожник. - У меня носошник худой, к чеботарю придешь: прибей мне носошник тут. Соб. У меня муж чеботарь был, обувку шил. Таш. Дед и отец были чеботари. Шип.=Кирс., Куш.,1925, Сб.,1913 Кр-оз, Нук.,1943, Буд.

Denis: Шеврон пишет: "... основными видами обуви уральских казаков в холодное время года были валенки и сапоги, для утепления которых широко использовали "теньги" и "байбаки" из кошмы" ТЕНЬГА, тен гъ, -гъ. - 1. Зимняя обувь из кошмы в виде калош, одевается часто на сапоги или же это ичиги из овчины мехом внутрь. - Поедете к режакам, берите теньги, щадите свое здоровье. Буд. Мужчины надевали сапог, а наверх кошомные теньги. Грем. Теньги кошомны веревочками завязывались повыше икров. Хар. На ноги идевали сапоги, обтянут их теньгами. Леб. =Влад.,Инд.,Ям.,Кол.,Ур.,Кожех. 2. Чулки из кошмы. - Чабаны идевали теньги, ето кошомны чулки. Шип. Теньга делает ноге мякоту. Ур. БАЙБАКИ, байбаки, -къф, мн., уст., - валенки, сшитые из кошмы. - Ты никак байбаки надел? Бар.

Калёновец: Калёновец пишет: Однако, названия обуви - "теньги" и "байбаки", мне не приходилось слышать. "Чувяками" называли, обычно, старые обрезанные пимы Спасибо, Денис! Как говорится, век живи - век учись. Интересно узнать, а ичиги уральские казаки носили? На Кавказе это был распространенный вид сапог.

Denis: Каленовец пишет: Интересно узнать, а ичиги уральские казаки носили? Да носили. В словаре Малечи об этой обуви тоже есть упоминание. ИЧИГИ, ичиги, -гыф, мн., ед. ичик,-гъ, тюрк. -1.Кожаные чулки. - Носили ичиги с калошами. Сами ичиги шились из тонкого хрома, а калоши на них одевались и глубокие, и мелкие. Мерг. Киргизы угощали нюхательным табаком из костяного рога, извлеченного из-за голенищ ичиг. "Уралец", 1899,№41. 2. Сапоги казаков в древнее время. - Ичиги - разноцветного сафьяна сапоги; употреблялись и отчасти употребляются казаками в домашнем быту. Старинные сапоги шились из кожи разных цветов, и часто передки и оторочка голенищ были алого цвета, а все остальное -черного. УВВ, 1867,№2.

Калёновец: Denis пишет: Да носили. В словаре Малечи об этой обуви тоже есть упоминание. Спасибо за информацию. В детстве часто приходилось слышать про бурки и чесанки. Зимняя празднично - выходная обувь уральцев в 1950 - х гг. В Словаре Н. М. Малеча про неё что - нибудь сказано? В УКВ носили такую обувь или бурки появились уже в советское время?

Denis: Каленовец пишет: В УКВ носили такую обувь или бурки появились уже в советское время? Бурки не упоминаются. Есть описание чесанок. ЧЕСАНОК, чесынък,цесънък,тесънък, -нкъ, чаще во мн. чесънки, тесынки, къф, - женские валенки из мягкой, чесаной шерсти. - Чесанок - он носится с калошами. Соб. Папака принес Мишаньке чесанки черны. Ур. На боченках ( на базаре) фигурируют... серые женские "тесанки", голицы. УВВ,1886,№4. Чесанки с пушком - ето зимни валенки ибнаковенны, так же с калошами, как и счас. Ил.=Мерг.,Ант.,Ал.,Крут.,Чап.,Н.-Род.,Сб.,1913. ЧЕСАНОЧЕК, чесънъчьк,тесынъчьк, -къ, чаще во мн. чесънъчки, чеснычки, чесынч"ки, -къф, - уменьш.-ласк. к чесанок. - Девка идевала пимы иль чесаночки поярковы. Зел. Носили тесаночки со светками впереди, которы были и красны, и розовы, всяки были. Щап. Маненьким девочкам идевали чесночки. Влад. Чесаночки разноцветны были. Нук.,1943 =Кам.

Калёновец: Denis пишет: Есть описание чесанок. Спасибо!



полная версия страницы