Форум » Разное » Одежда казаков » Ответить

Одежда казаков

Георгий Гугня: Черкеска, бешмет, чекмень, башлык - одежда казаков. Костюм как нельзя лучше отражает уникальность сложившейся культуры казачества. С одной стороны - казаки люди очень русские, чем гордятся. С другой - их история и география так уж сложились, что казаческое сообщество - по природе своей глубоко интернациональное. Казаки торговали и воевали с соседями, брали замуж полонянок, теряя людей в походах, охотно пополняли войско за счет иноземцев и иноверцев. В 1647 году дьяк Хотунский, говоря о казаках, отмечал: "...живут в тех местах изстари кочевым обычаем, и с ними живут разных вер люди, литва и немцы, и горские, и запорожские черкесы, и крымцы, и ногайцы, и азовцы". "Калмыкам столько нравилась жизнь казачья, что они охотно поступали в их общество и заключали союзы и договоры о вьючном совместном житии и служении" - читаем мы у известного исследователя казачьего быта В. А. Сухорукова. Казачья жизнь нравилась не только калмыкам. С начала XVII века в состав войск входили и татары, которые назывались "наши татаровя", считались вполне казаками и несли службу наравне с остальными. В Черкасске ими была заселена целая станица - татарская слобода, имевшая свою мечеть и самоуправление по казачьему образцу. Казаки вообще, и в особенности донские, так сроднились с татарами, что еще в XVIII веке говорить дома по-татарски считалось у них обычным явлением. В конце XVII века на Дон начинают активно переселяться русские и украинские крестьяне, после раскола православной церкви во множестве едут старообрядцы. Плюс к тому на Лону живут евреи, армяне, греки, переселившиеся из Крыма, выходцы из Дагестана... Представление о национальном составе Донского войска дают старинные казачьи фамилии: Греков, Грузинов, Евреинов, Ляхов, Татаркин, Туроверов... Вся эта национальная пестрота чрезвычайно ярко выражается и пестротой казацкого костюма. "Их одежда, уборы и оружие, - пишет Сухоруков, - принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный. Один являлся в лазоревом атласном кафтане с серебряными нашивками и жемчужным ожерельем; другой - в камчатном или бархатном полукафтане без рукавов и в темно-гвоздичном суконном зипуне, опушенном голубою каймою; третий - в камчатном кафтане с золотыми турецкими пуговками и в настрафильном зипуне. У всех шелковые турецкие кушаки, и на них булатные ножи в черных ножнах, оправленных серебром; красные или желтые сафьяновые сапоги и кунья шапка с бархатным верхом. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленным с азиатской роскошью серебром и золотом под чернию". А атаман донской зимовой станицы Савва Кочет так описывает казаков в Посольском приказе: "...платья де они носят по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравитца: иные де любят платье и обувь по-черкески, и по-калмыцки, а иные обыкли ходить в руских стародревнего обычая в платье, и что де кому лутче похочетца, тот тако и творит. И в том де междо ними распри и никакого посмеханья друг над другом нет". Основной деталью казацкого мужского костюма являются, вне всяких сомнений, штаны - древнее скифское изобретение, без которого невозможна жизнь конника. Широкие шаровары, которые казаки носили почти до конца XIX века, в точности такие же, как те, что находили при раскопках древних курганов. Помимо шаровар мужской казачий костюм включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы). Поверх рубахи надевался зипун. Зипун - это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота. Исключительно удобная одежда, особенно для верхового. Зипун считался настолько важной деталью туалета, что нередко походы за военной добычей назывались "походами за зипунами". Также носили казаки бешмет - кафтан с перехватом, иногда отрезной в талии, но не со сборками, а с клиньями. Его шили из разных тканей, иногда из шелковой восточной материи, на подкладке, часто стеганным на вате. Говоря о женской традиционной одежде, разберемся для начала, кто же такие настоящие казачки. В одной из исторических хроник пишут: "На Дону казаки сперва жительством, нравом и поведением своим совсем Запорожским казакам подобны были. Ибо как сказывают сами, не имели жен и терпеть их не могли; но как стали за добычыо отходить, то в промыслах своих доставали от Турок, Кумык, Крымцев, Кубанцев, Черкес, от разных горских Татар и из прочих мест всякую пажить и людей, в том числе и женский пол, оных стали брать за себя и сожительствовать с ними". Полонянки - поначалу это были преимущественно татарки и турчанки - долго сохраняли традиционную одежду своего народа. К примеру, штаны, неприличные русской женщине, зато любимые женщиной восточной, долго были типичным предметом гардероба казачек. Так же как и мужчины, дамы носили домотканую рубаху. Правда, она была несколько длиннее мужской, да и понаряднее. Рукава, узкие от плеча и расширяющиеся книзу, обшивались в два-три ряда цветными лентами. Ворот и подол были "перетканы рядами, цвятками, как кому нравится". Девки, для которых такая рубаха до венца служила верхней одеждой, подпоясывали ее ярким шерстяным поясом, плетенным особым образом на пальцах. Замужней женщине поверх рубахи полагалось носить сарафан - в разных станицах его называли кубелек или сукман. Этот самый кубелек, чисто восточная штучка, напоминавшая по покрою татарский камзол с очень короткими и узкими рукавами, шили из окрашенного в яркие цвета сукна, а кто побогаче - и из парчи. Лиф застегивался серебряными или позолоченными пуговицами. Параллельно им шел второй, декоративный ряд пуговиц - золотых или низанных из жемчуга. По подолу кубелек обшивали широкой шелковой лентой (обычно красной или синей), а по самому краю - ажурной тесьмой. Под грудью всю эту красоту перехватывали поясом из позолоченных серебряных звеньев, либо бархатным, шитым жемчугом. Во второй половине XIX века на смену кубелеку приходит сарафан, подчеркивающий пышные формы его обладательницы. Задняя часть этого сарафана была вся в сборку, и материи на нее шло в 4-5 раз больше, чем на переднюю. Все эти сборки украшали лентами, и повязывали сарафан широким плисовым поясом ниже талии, чтобы сзади "сборы были видны и ленты". Выходя из дому летом, женщина набрасывала на плечи каврак - халат из шелка или парчи. Зимой - шубу, конечно же. Шубы шили длинные, в виде широкого, запахивающегося халата, колоколом расходящегося книзу. Подбивали лисьим, беличьим и заячьим мехом, покрывали сверху сукном, шелком, штофом, атласом. Те, кто не мог себе позволить шубу на лисе, ходили в овчинной. Также по холоду носили ватные пальто (плиски, жупейки) и кофты (ватянки, холодайки). Что до головных уборов, то казачки на протяжении более чем двухсот лет к татарскому платью надевали совершенно русскую кичку - высокую жесткую шапочку с круглым дном либо рогатую, вроде пилотки, надетой поперек. На кичку шел сложенный в несколько слоев холст. Его прошивали густыми рядами суровыми нитками, а потом долго варили в молоке, чтобы кичка затвердела. На рожки наматывали миткалевый рушник, концы которого сначала проводили поверх кички, затем под подбородком и, наконец, подтыкали сзади за ухом. Спереди навешивали налобник, унизанный жемчугом или блестками по бархатному полю. Сзади привязывали расшитый подзатыльник. Кичку украшали золотом, шелком, бисером, жемчугом, а бывало - и алмазами. Кое-где вместо кички носили вязаный колпак или колотовочку (небольшой платочек, завязанный наподобие банданы, и прикрывающий лоб). Поверх колотовочки надевалась шаль - с боков ее слегка закладывали внутрь, а надо лбом поднимали "уголком". Зимой поверх всего этого великолепия надевали еще один платочек, т.н. знузданку, - концы его связывались на макушке так, чтобы знузданка закрывала уши. Однако веяния времени не обошли казачество стороной. Во второй половине XIX века казачки в большинстве своем сменили чирики на туфли, а на головы вместо кичек водрузили модные чепчики и шляпки. Примерно в это же время сформировался комплекс военного казацкого костюма. Обмундирование донских казаков состояло из темно-синей куртки на крючках, зимой - темно-синий чекмень - куртка того же покроя, но длиной до колен, с темно-синим воротником, обшлагами и погонами с выпушкой прикладного цвета, темно-синих шаровар с лампасами. Головной убор - черные папахи либо фуражки с козырьками, красным околышем и темно-синей тульей, вытянутой вверх наподобие колпака. А для кубанских казаков, наоборот, черкеска черного сукна. Количество газырей, расположенных на груди с каждой стороны, первоначально равнялось десяти, но со временем увеличилось до 15 (калибр патрона винтовки, бывшей в употреблении у казаков Кубани, - 15.24, что равнялось 6 линиям). Крайние внешние газыри по своей высоте были на треть меньше основного ряда, в котором в специальных пеналах хранились капсюля. Бешмет - зимняя форма одежды - из белого шерстяного сукна, подбивается каракулем черного (темно-коричневого) цвета. Кубанский башлык - съемный капюшон с кожаными накладками на швах и удлиненными полами для защиты лица в ненастную погоду, прототип современной лицевой маски, - всегда красный. Точно как и рубаха "косовороткой", одеваемая под черкеску тоже красного цвета. На голове чаще всего кубанка - папаха уменьшенной высоты. У кубанских казаков на шароварах отсутствуют лампасы - это одно из основных отличий. Форма покроя прямая. Как мы видим, форма сохранила ряд традиционных элементов мужского костюма - бешмет, черкеска, чекмень, бурка. В то же время такие элементы формы, как китель, гимнастерка, фуражка, настолько полюбились казакам, особенно донским, что получили широкое распространение в качестве повседневной одежды. Кубанские же казаки остались верны своим кубанкам и газырям. К слову, кое-что из обмундирования конца XIX - начала XX века казаки носили и при советской власти. Во время Великой Отечественной войны, например, их полевая форма, представляла собой винегрет из предметов униформы образца 30-х годов, дореволюционного обмундирования и униформы образца 1941/1943 годов. Казаки упорно не желали расставаться с папахами и носить положенные по форме ушанки. И никакая советская власть не смогла вытряхнуть их из любимой черкески с газырями, в которой казачество щеголяет на протяжении нескольких веков. Текст: Екатерина Костикова, "Костюм имени дружбы народов", журнал "Националь" № 01/2004

Ответов - 197, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Георгий Гугня: казаченьки)))

TatianaIE: Парадные сарафан и рубаха 19 века.

TatianaIE: Владелицы старинной уральской одежды, сёстры Анна и Евдокия Игнатьевны, в девичестве Ягановы.

Георгий Гугня: Потрясающе....все выглядит как только что сшитое...

TatianaIE: Георгий Гугня пишет: все выглядит как только что сшитое На самом деле всё разваливается, особенно тонкие платки - дыры и на фотографиях видно. И рубаха (самая старинная и самая красивая - надо полагать ещё с Уральских времён, до ссылки в Казалинск) тоже уже расползается по ниточкам. Всё испрело. Это просто талант моделей - так встать и повернуться, чтобы дыр было не видно. Нужно бы в музей сдать, но бабушки наши сами до Уральска уже не доедут, а везти их туда - некому. Все заняты. Се ля ви... Эти сарафаны уже лет 60 никто не носил "по делу" за исключением одного раза в 1983 году. Этот показ был, наверное, последним на живых людях. Ещё одной такой фотосессии эти одёжки уже не выдержат.

Георгий Гугня: А можно что-нибудь в Первомайский народный музей у ваших родственников попросить?Мы летом едем и могли бы передать от них в дар музею .

Георгий Гугня:

TatianaIE: Я сделала фотоальбом наших фамильных сарафанов с деталями кроя, изнанками и т.д. Вот сноска для тех, кому это интересно https://picasaweb.google.com/Tatiana.I.Efremova/UralCossakDress#

Георгий Гугня: Спаси Христос! Очень ценные фотографии! Это серьезный вклад в сохранение наших традиций, особо хочу отметить профессионализм фотографа

TatianaIE: Спасибо на добром слове! Буду стараться!

Георгий Гугня:

TatianaIE: А ведь на стене на картине изображен стрелец, а не казак. Как вы думаете?

Странник: TatianaIE пишет: А ведь на стене на картине изображен стрелец, а не казак. Как вы думаете? Это казак, правда не яицкий (уральский), а донской - Емельян Иванович Пугачёв.

Георгий Гугня: Снимок сделан в музее Пугачева ,что в Куренях Уральска ....

Георгий Гугня:

TatianaIE: Попался мне на глаза такой приказ... Не казачья форма, а чиновничья, но всё-таки УКВ... УВВ 1878 №38 стр 1

Георгий Гугня: Разработна новая экипировка казаков УЯКВ.

Denis: Для современного казака, по моему эта экипировка не удобна. Почему остановились именно на этом варианте?

Георгий Гугня: Denis пишет: Для современного казака, по моему эта экипировка не удобна. Почему остановились именно на этом варианте? Это один из вариантов....под глубокую старину.... Полевые комки никто не отменяет....!

Шеврон: TatianaIE пишет: Я никогда раньше не сталкивалась с термином "азям" - так что заинтересовалась, и решила посмотреть на значение слова. Если верить словарям на Интернете - азям это татарское слово для верхней крестьянской одежды, одним из синонимов является , в то числе, и зипун. Вот дословные истолкования: АЗЯМ - , озям, татарск. сермяга, долгий и полный крестьянск. кафтан, верхний кафтан халатного покроя, без бор, из домотканины, крестьянск. сукна, понитка; зипун; каз. синий долгополый кафтан; влад. перм. армяк из армячины или из верблюжьего сукна; влад. летник, холодник, холщевик, балахон; сар. кур. волчья, лисья, сторожковая (песья) ШУБА: ниж. астрх. крытый овчинный тулуп. Другое истолкование: При татаро-монгольском господстве от татар были заимствованы не столько предметы одежды, сколько их наименования. Разновидности кафтана — армяк, азям, сермяга (а это названия татарского происхождения) принадлежали к одежде низшего сословия. Армяк изготовлялся из армячины — ткани из верблюжьей шерсти, отсюда и произошло его название, — был свободного покроя, без сборок сзади и разрезов по бокам внизу. Азям – крестьянский кафтан такого же покроя, как и армяк, — пошивался из понитка (так в старину называлась полусуконная ткань, вырабатывавшаяся из пеньковой или льняной основы и шерстяного утка). Сермяга (сермяжный кафтан) изготовлялась из грубого неокрашенного домотканого сукна. Автор статьи "Уральское казачество" Г.П. Ким пишет следующее: "... В казачьей семье умершего при любых обстоятельствах обмывали, переодевали в чистую хорошую одежду. У стариков - специальную смертную, к которой относился "азям" - длинный легкий халат из шерсти или сатина с длинными рукавами. Кроме этого назначения азям одевали идя в церковь...".



полная версия страницы