Форум » Разное » Одежда казаков » Ответить

Одежда казаков

Георгий Гугня: Черкеска, бешмет, чекмень, башлык - одежда казаков. Костюм как нельзя лучше отражает уникальность сложившейся культуры казачества. С одной стороны - казаки люди очень русские, чем гордятся. С другой - их история и география так уж сложились, что казаческое сообщество - по природе своей глубоко интернациональное. Казаки торговали и воевали с соседями, брали замуж полонянок, теряя людей в походах, охотно пополняли войско за счет иноземцев и иноверцев. В 1647 году дьяк Хотунский, говоря о казаках, отмечал: "...живут в тех местах изстари кочевым обычаем, и с ними живут разных вер люди, литва и немцы, и горские, и запорожские черкесы, и крымцы, и ногайцы, и азовцы". "Калмыкам столько нравилась жизнь казачья, что они охотно поступали в их общество и заключали союзы и договоры о вьючном совместном житии и служении" - читаем мы у известного исследователя казачьего быта В. А. Сухорукова. Казачья жизнь нравилась не только калмыкам. С начала XVII века в состав войск входили и татары, которые назывались "наши татаровя", считались вполне казаками и несли службу наравне с остальными. В Черкасске ими была заселена целая станица - татарская слобода, имевшая свою мечеть и самоуправление по казачьему образцу. Казаки вообще, и в особенности донские, так сроднились с татарами, что еще в XVIII веке говорить дома по-татарски считалось у них обычным явлением. В конце XVII века на Дон начинают активно переселяться русские и украинские крестьяне, после раскола православной церкви во множестве едут старообрядцы. Плюс к тому на Лону живут евреи, армяне, греки, переселившиеся из Крыма, выходцы из Дагестана... Представление о национальном составе Донского войска дают старинные казачьи фамилии: Греков, Грузинов, Евреинов, Ляхов, Татаркин, Туроверов... Вся эта национальная пестрота чрезвычайно ярко выражается и пестротой казацкого костюма. "Их одежда, уборы и оружие, - пишет Сухоруков, - принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный. Один являлся в лазоревом атласном кафтане с серебряными нашивками и жемчужным ожерельем; другой - в камчатном или бархатном полукафтане без рукавов и в темно-гвоздичном суконном зипуне, опушенном голубою каймою; третий - в камчатном кафтане с золотыми турецкими пуговками и в настрафильном зипуне. У всех шелковые турецкие кушаки, и на них булатные ножи в черных ножнах, оправленных серебром; красные или желтые сафьяновые сапоги и кунья шапка с бархатным верхом. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленным с азиатской роскошью серебром и золотом под чернию". А атаман донской зимовой станицы Савва Кочет так описывает казаков в Посольском приказе: "...платья де они носят по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравитца: иные де любят платье и обувь по-черкески, и по-калмыцки, а иные обыкли ходить в руских стародревнего обычая в платье, и что де кому лутче похочетца, тот тако и творит. И в том де междо ними распри и никакого посмеханья друг над другом нет". Основной деталью казацкого мужского костюма являются, вне всяких сомнений, штаны - древнее скифское изобретение, без которого невозможна жизнь конника. Широкие шаровары, которые казаки носили почти до конца XIX века, в точности такие же, как те, что находили при раскопках древних курганов. Помимо шаровар мужской казачий костюм включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы). Поверх рубахи надевался зипун. Зипун - это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота. Исключительно удобная одежда, особенно для верхового. Зипун считался настолько важной деталью туалета, что нередко походы за военной добычей назывались "походами за зипунами". Также носили казаки бешмет - кафтан с перехватом, иногда отрезной в талии, но не со сборками, а с клиньями. Его шили из разных тканей, иногда из шелковой восточной материи, на подкладке, часто стеганным на вате. Говоря о женской традиционной одежде, разберемся для начала, кто же такие настоящие казачки. В одной из исторических хроник пишут: "На Дону казаки сперва жительством, нравом и поведением своим совсем Запорожским казакам подобны были. Ибо как сказывают сами, не имели жен и терпеть их не могли; но как стали за добычыо отходить, то в промыслах своих доставали от Турок, Кумык, Крымцев, Кубанцев, Черкес, от разных горских Татар и из прочих мест всякую пажить и людей, в том числе и женский пол, оных стали брать за себя и сожительствовать с ними". Полонянки - поначалу это были преимущественно татарки и турчанки - долго сохраняли традиционную одежду своего народа. К примеру, штаны, неприличные русской женщине, зато любимые женщиной восточной, долго были типичным предметом гардероба казачек. Так же как и мужчины, дамы носили домотканую рубаху. Правда, она была несколько длиннее мужской, да и понаряднее. Рукава, узкие от плеча и расширяющиеся книзу, обшивались в два-три ряда цветными лентами. Ворот и подол были "перетканы рядами, цвятками, как кому нравится". Девки, для которых такая рубаха до венца служила верхней одеждой, подпоясывали ее ярким шерстяным поясом, плетенным особым образом на пальцах. Замужней женщине поверх рубахи полагалось носить сарафан - в разных станицах его называли кубелек или сукман. Этот самый кубелек, чисто восточная штучка, напоминавшая по покрою татарский камзол с очень короткими и узкими рукавами, шили из окрашенного в яркие цвета сукна, а кто побогаче - и из парчи. Лиф застегивался серебряными или позолоченными пуговицами. Параллельно им шел второй, декоративный ряд пуговиц - золотых или низанных из жемчуга. По подолу кубелек обшивали широкой шелковой лентой (обычно красной или синей), а по самому краю - ажурной тесьмой. Под грудью всю эту красоту перехватывали поясом из позолоченных серебряных звеньев, либо бархатным, шитым жемчугом. Во второй половине XIX века на смену кубелеку приходит сарафан, подчеркивающий пышные формы его обладательницы. Задняя часть этого сарафана была вся в сборку, и материи на нее шло в 4-5 раз больше, чем на переднюю. Все эти сборки украшали лентами, и повязывали сарафан широким плисовым поясом ниже талии, чтобы сзади "сборы были видны и ленты". Выходя из дому летом, женщина набрасывала на плечи каврак - халат из шелка или парчи. Зимой - шубу, конечно же. Шубы шили длинные, в виде широкого, запахивающегося халата, колоколом расходящегося книзу. Подбивали лисьим, беличьим и заячьим мехом, покрывали сверху сукном, шелком, штофом, атласом. Те, кто не мог себе позволить шубу на лисе, ходили в овчинной. Также по холоду носили ватные пальто (плиски, жупейки) и кофты (ватянки, холодайки). Что до головных уборов, то казачки на протяжении более чем двухсот лет к татарскому платью надевали совершенно русскую кичку - высокую жесткую шапочку с круглым дном либо рогатую, вроде пилотки, надетой поперек. На кичку шел сложенный в несколько слоев холст. Его прошивали густыми рядами суровыми нитками, а потом долго варили в молоке, чтобы кичка затвердела. На рожки наматывали миткалевый рушник, концы которого сначала проводили поверх кички, затем под подбородком и, наконец, подтыкали сзади за ухом. Спереди навешивали налобник, унизанный жемчугом или блестками по бархатному полю. Сзади привязывали расшитый подзатыльник. Кичку украшали золотом, шелком, бисером, жемчугом, а бывало - и алмазами. Кое-где вместо кички носили вязаный колпак или колотовочку (небольшой платочек, завязанный наподобие банданы, и прикрывающий лоб). Поверх колотовочки надевалась шаль - с боков ее слегка закладывали внутрь, а надо лбом поднимали "уголком". Зимой поверх всего этого великолепия надевали еще один платочек, т.н. знузданку, - концы его связывались на макушке так, чтобы знузданка закрывала уши. Однако веяния времени не обошли казачество стороной. Во второй половине XIX века казачки в большинстве своем сменили чирики на туфли, а на головы вместо кичек водрузили модные чепчики и шляпки. Примерно в это же время сформировался комплекс военного казацкого костюма. Обмундирование донских казаков состояло из темно-синей куртки на крючках, зимой - темно-синий чекмень - куртка того же покроя, но длиной до колен, с темно-синим воротником, обшлагами и погонами с выпушкой прикладного цвета, темно-синих шаровар с лампасами. Головной убор - черные папахи либо фуражки с козырьками, красным околышем и темно-синей тульей, вытянутой вверх наподобие колпака. А для кубанских казаков, наоборот, черкеска черного сукна. Количество газырей, расположенных на груди с каждой стороны, первоначально равнялось десяти, но со временем увеличилось до 15 (калибр патрона винтовки, бывшей в употреблении у казаков Кубани, - 15.24, что равнялось 6 линиям). Крайние внешние газыри по своей высоте были на треть меньше основного ряда, в котором в специальных пеналах хранились капсюля. Бешмет - зимняя форма одежды - из белого шерстяного сукна, подбивается каракулем черного (темно-коричневого) цвета. Кубанский башлык - съемный капюшон с кожаными накладками на швах и удлиненными полами для защиты лица в ненастную погоду, прототип современной лицевой маски, - всегда красный. Точно как и рубаха "косовороткой", одеваемая под черкеску тоже красного цвета. На голове чаще всего кубанка - папаха уменьшенной высоты. У кубанских казаков на шароварах отсутствуют лампасы - это одно из основных отличий. Форма покроя прямая. Как мы видим, форма сохранила ряд традиционных элементов мужского костюма - бешмет, черкеска, чекмень, бурка. В то же время такие элементы формы, как китель, гимнастерка, фуражка, настолько полюбились казакам, особенно донским, что получили широкое распространение в качестве повседневной одежды. Кубанские же казаки остались верны своим кубанкам и газырям. К слову, кое-что из обмундирования конца XIX - начала XX века казаки носили и при советской власти. Во время Великой Отечественной войны, например, их полевая форма, представляла собой винегрет из предметов униформы образца 30-х годов, дореволюционного обмундирования и униформы образца 1941/1943 годов. Казаки упорно не желали расставаться с папахами и носить положенные по форме ушанки. И никакая советская власть не смогла вытряхнуть их из любимой черкески с газырями, в которой казачество щеголяет на протяжении нескольких веков. Текст: Екатерина Костикова, "Костюм имени дружбы народов", журнал "Националь" № 01/2004

Ответов - 197, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Георгий Гугня: Азям - это круто! [img src=/gif/smk/sm67.gif] Азям - внешне похожий на русский зипун или на азиатский халат - казачья одежда! Русский зипун- русская одежда. Узбекский халат- одежда узбеков.

vl-vl: страница click here

Георгий Гугня: Классика!!!


vl-vl: click here

Георгий Гугня:

TatianaIE: vl-vl пишет: страница click here Георгий Гугня пишет: Классика!!! Интересная коллекция - жаль что не сказано откуда... Где её можно найти. Однако опять-таки мы возвращаемся всё к той же проблеме: что это за костюм? Чей именно? И в уральском музее висит подобное платье. Но такие платья не похожи на казачьи платья. Если посмотреть всю коллекцию в Пикасе - можно сравнить этот сарафан с другими - из Архангельской и других северных областей. Такие гладкие, стекающие сарафаны были распространены вплоть до вернего Поволжья, но ниже покрой был уже совсем другой. Если посмотреть на аутентичные фотографии (ну например знаменитую фотографию уральской казачки в праздничном наряде) то сразу же видна разница. Казачки носили сарафаны из плотных негибких материй, имели мощные складки и спереди и сзади, и вообще производили впечатление своим размером. Любопытно и то, что этот сарафан показан также сбоку, и там видны массивные складки на спине. В Архангельске таких складок не было, разве что на душегрейках. Получается, что этот сарафан из Уральска - какой-то гибрид. Как этот покрой возник? Когда? Почему традиционный покрой изменился? Вот была дома этим летом, забыла покопаться в моих книгах по истории русского костюма. А меня эта загадка заедает... Ну откуда в Уральске появились северные сарафаны? Во вступительной статье такое описание... Во второй половине XIX века на смену кубелеку приходит сарафан, подчеркивающий пышные формы его обладательницы. Задняя часть этого сарафана была вся в сборку, и материи на нее шло в 4-5 раз больше, чем на переднюю. Все эти сборки украшали лентами, и повязывали сарафан широким плисовым поясом ниже талии, чтобы сзади "сборы были видны и ленты". Похоже на этот сарафан... Но я уверена что эта мода появилась не во 2й половине, а ближе к концу 19 века, потому что уходцы таких сарафанов ещё не знали. Так что так внезапно повлияло на Уральцев?

Георгий Гугня: Подскажите,кто знает,что одевали казаки летом во время жары. Может что-то полегче было вместо азяма и бешмета? И во что обувались -понятно на службе сапоги,но там на бахчи съездить или так по какой домашней надобности...??? Вопрос не праздный- скоро Соболевская 2011 -а этим летом +40 было в тени....

Георгий Ж.: vl-vl пишет: страница click here Красота! Интересно, сколько будет стоить такой пошить нынче?

Шеврон: Из статьи А.В.Фроловой "Уральское казачество. Краткий историко-этнографический очерк". "Многие историки и этнографы отмечали необычный стиль в одежде уральских казаков. В.Н.Витевский обращал внимание на их консервативность в одежде, а А.И.Левшин отмечал, что "одежда казаков совсем не воинственная. Синие военные мундиры носились ими только в походах. Дома любимое их платье - хивинский, бухарский шелковый полосатый халат, а также верблюжий армяк. Многие казаки ходили подобно казахам и калмыкам в ерчаках или дохах, сшитых из лошадиных кож шерстью на верх". Основу мужского костюма составляли рубаха и штаны. Покрой рубахи, которая иногда шилась с разноцветными "ластовицами" (кусок ткани в виде ромба пришивался к пройме рубахи, под рукавом) напоминал азиатскую (тюркскую) рубашку прямым воротом и широким воротником. Кроме этого рубаха шилась несколько длинее русской ("азиаты носили очень длинные рубахи"). Штаны различали "верхние" и "нижние". "Верхние" называли чаще "шароварами", а "нижние" - "штанами". Верхняя мужская одежда уральских казаков в прошлом была очень разнообразна. Основными ее видами были армяк, чапан, тулуп, шуба, доха, бешмет, халат, куртка, пальто и др.

Шеврон: Продолжаю "... Халат как верхняя одежда был известен казакам еще с 17 века. Кроился он с боковыми клиньями, широкими рукавами и шалевидным воротником. Как и вся верхняя одежда, он запахивался на левую сторону. Интересен очерк анонима в "Уральских ведомостях" о распространении халатов как повседневной одежды у перопоселившихся на р.Яик казаков после ограбления одного из персидских караванов, они оказались как нельзя кстати, так как "у казаков доносились их рубища. Потом при развившейся оседлости халаты продолжали носить по привычке, с той разницей, что они приобретались не разбоем, а меной или покупкой". В конце 19 - начале 20 вв. в качестве повседневной и праздничной широкое распространение получила одежда фабричного производства. Из головных уборов в старину наиболее употребимы были шапки с широким бархатным околышем и высоким остроконечным верхом, который делался из малинового бархата и обшивался узким золотым галуном. По мнению некоторых этнографов, эта форма головного убора носила отпечаток влияния азиатского (скорее тюрского) стиля, например, сходство "с персидской конусообразной шапкой". Казачьи форменные "папахи", "мерлушки" появившиеся гораздо позже и выделявшиеся своим щегольским видом, носили не только служилые, но и отставные казаки и "малолетки". Обувь казаков как элемент одежды был полностью и практически без изменений заимствован у кочевников (казахов, киргизов, калмыков). Это относилось к ичигам (сапоги, сшитые из кусочкоа сафьяна, разного цвета), которые в неизменном виде употреблялись казаками в домашнем быту и шились из кож разных цветов, причем часто перед и оторочка голенища была алого цвета, а все остального - черного...".

Шеврон: Продолжение статьи "... В первые десятилетия 20 века мужской костюм претерпел незначительные изменения. В северной части войсковой территории под влиянием русских встречались в костюме и новые для казаков заимствования, например, армяк или лапти. В средней и южной полосе - полнейшее разнообразие как в головных уборах, так и других деталях одежды. Кроме старинного малахая, который позже стали называть треухом, были татарские шапки и военные фуражки всех образцов. Благодаря тому, что казаки покупали форму за свой счет, мундиры играли немаловажную роль в их быту. Отслуживший свой срок мундир переходил в повседневное домашнее употребление. Таким образом, в традиционной мужской одежде уральского казака проявилась специфика военной службы и образа жизни, кроме того, в ней своеобразно переплелись восточнославянские традиции и заимствования из одежды кочевых, тюркоязычных народов региона. Поскольку военная форма установленного образца в Уральском войске получила распространение достаточно поздно, то казаки еще в середине 19 века являлись на службу в своих зипунах, бешметах, халатах..."

TatianaIE: Уральский парадный сарафан. Нательная рубашка с парадными рукавами второй половины 19 века. Сам сарафан был сшит в 1950е годы (разумеется, по традиционному образцу). Шёлковый платок второй половины 19 века. Именной пояс последней четверти 19 века (был соткан девицей Секлетеей Андреевной Толстовой. форпост Антоновский)

Георгий Гугня: круть...снимок какого года?

TatianaIE: Георгий Гугня пишет: снимок какого года? Вчера снимала, вчера же и выложила! Если будет время сегодня - ещё выложу. Уж что-что, а сарафаны в нашей семье сохранились! Забыла написать кто модель: казацкая внучка Анастасия Злобина.

TatianaIE: Шёлковый платок 19 века. Что любопытно, некоторые шёлковые платки (как этот) имеют рисунок на двух параллельных сторонах только, как будто это просто разрезанное полотнище, но в действительности платки имеют индустриально обработанные концы - все 4. Модель: казацкая внучка Алёна Злобина.

Георгий Гугня: по русски или по казачьи понимает?

TatianaIE: По казачьи они не понимают, а по-русски должны! Москвички всё-таки... Там по-русски говорят?

TatianaIE: Да, я Вам сегодня утром пыталась дозвониться, но не смогла. А из библиотеки вернулась уже в 9 почти.

TatianaIE: А это сарафан и рубаха, сшитые в 20м веке, но по традиционным образцам, конечно. Пояс был сплетён уже в 1950х годах уралкой из "уходцев" Анной Игнатьевной Ягановой в Кзыл-Орде. Платок первых лет Советской власти (1920е-начало 1930х?).

TatianaIE: Тёплый платок "на выход" поверх лёгкого "домашнего" платка. Чёрно-синий платок из плотного шёлка конца 19 века, в нём ходили в церковь. Под ним жёлто-фиолетовый тонкий платок очень лёгкого шёлка середины 19 века. В действительности его тоже дома не носили, только по большим праздникам. Более светлый платок из лёгкого шёлка середины 19 века (на второй девушке) был для праздников и для церкви. Модель: жена казацкого внука Ольга Агеева.



полная версия страницы