Форум » Разное » Одежда казаков » Ответить

Одежда казаков

Георгий Гугня: Черкеска, бешмет, чекмень, башлык - одежда казаков. Костюм как нельзя лучше отражает уникальность сложившейся культуры казачества. С одной стороны - казаки люди очень русские, чем гордятся. С другой - их история и география так уж сложились, что казаческое сообщество - по природе своей глубоко интернациональное. Казаки торговали и воевали с соседями, брали замуж полонянок, теряя людей в походах, охотно пополняли войско за счет иноземцев и иноверцев. В 1647 году дьяк Хотунский, говоря о казаках, отмечал: "...живут в тех местах изстари кочевым обычаем, и с ними живут разных вер люди, литва и немцы, и горские, и запорожские черкесы, и крымцы, и ногайцы, и азовцы". "Калмыкам столько нравилась жизнь казачья, что они охотно поступали в их общество и заключали союзы и договоры о вьючном совместном житии и служении" - читаем мы у известного исследователя казачьего быта В. А. Сухорукова. Казачья жизнь нравилась не только калмыкам. С начала XVII века в состав войск входили и татары, которые назывались "наши татаровя", считались вполне казаками и несли службу наравне с остальными. В Черкасске ими была заселена целая станица - татарская слобода, имевшая свою мечеть и самоуправление по казачьему образцу. Казаки вообще, и в особенности донские, так сроднились с татарами, что еще в XVIII веке говорить дома по-татарски считалось у них обычным явлением. В конце XVII века на Дон начинают активно переселяться русские и украинские крестьяне, после раскола православной церкви во множестве едут старообрядцы. Плюс к тому на Лону живут евреи, армяне, греки, переселившиеся из Крыма, выходцы из Дагестана... Представление о национальном составе Донского войска дают старинные казачьи фамилии: Греков, Грузинов, Евреинов, Ляхов, Татаркин, Туроверов... Вся эта национальная пестрота чрезвычайно ярко выражается и пестротой казацкого костюма. "Их одежда, уборы и оружие, - пишет Сухоруков, - принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный. Один являлся в лазоревом атласном кафтане с серебряными нашивками и жемчужным ожерельем; другой - в камчатном или бархатном полукафтане без рукавов и в темно-гвоздичном суконном зипуне, опушенном голубою каймою; третий - в камчатном кафтане с золотыми турецкими пуговками и в настрафильном зипуне. У всех шелковые турецкие кушаки, и на них булатные ножи в черных ножнах, оправленных серебром; красные или желтые сафьяновые сапоги и кунья шапка с бархатным верхом. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленным с азиатской роскошью серебром и золотом под чернию". А атаман донской зимовой станицы Савва Кочет так описывает казаков в Посольском приказе: "...платья де они носят по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравитца: иные де любят платье и обувь по-черкески, и по-калмыцки, а иные обыкли ходить в руских стародревнего обычая в платье, и что де кому лутче похочетца, тот тако и творит. И в том де междо ними распри и никакого посмеханья друг над другом нет". Основной деталью казацкого мужского костюма являются, вне всяких сомнений, штаны - древнее скифское изобретение, без которого невозможна жизнь конника. Широкие шаровары, которые казаки носили почти до конца XIX века, в точности такие же, как те, что находили при раскопках древних курганов. Помимо шаровар мужской казачий костюм включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы). Поверх рубахи надевался зипун. Зипун - это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота. Исключительно удобная одежда, особенно для верхового. Зипун считался настолько важной деталью туалета, что нередко походы за военной добычей назывались "походами за зипунами". Также носили казаки бешмет - кафтан с перехватом, иногда отрезной в талии, но не со сборками, а с клиньями. Его шили из разных тканей, иногда из шелковой восточной материи, на подкладке, часто стеганным на вате. Говоря о женской традиционной одежде, разберемся для начала, кто же такие настоящие казачки. В одной из исторических хроник пишут: "На Дону казаки сперва жительством, нравом и поведением своим совсем Запорожским казакам подобны были. Ибо как сказывают сами, не имели жен и терпеть их не могли; но как стали за добычыо отходить, то в промыслах своих доставали от Турок, Кумык, Крымцев, Кубанцев, Черкес, от разных горских Татар и из прочих мест всякую пажить и людей, в том числе и женский пол, оных стали брать за себя и сожительствовать с ними". Полонянки - поначалу это были преимущественно татарки и турчанки - долго сохраняли традиционную одежду своего народа. К примеру, штаны, неприличные русской женщине, зато любимые женщиной восточной, долго были типичным предметом гардероба казачек. Так же как и мужчины, дамы носили домотканую рубаху. Правда, она была несколько длиннее мужской, да и понаряднее. Рукава, узкие от плеча и расширяющиеся книзу, обшивались в два-три ряда цветными лентами. Ворот и подол были "перетканы рядами, цвятками, как кому нравится". Девки, для которых такая рубаха до венца служила верхней одеждой, подпоясывали ее ярким шерстяным поясом, плетенным особым образом на пальцах. Замужней женщине поверх рубахи полагалось носить сарафан - в разных станицах его называли кубелек или сукман. Этот самый кубелек, чисто восточная штучка, напоминавшая по покрою татарский камзол с очень короткими и узкими рукавами, шили из окрашенного в яркие цвета сукна, а кто побогаче - и из парчи. Лиф застегивался серебряными или позолоченными пуговицами. Параллельно им шел второй, декоративный ряд пуговиц - золотых или низанных из жемчуга. По подолу кубелек обшивали широкой шелковой лентой (обычно красной или синей), а по самому краю - ажурной тесьмой. Под грудью всю эту красоту перехватывали поясом из позолоченных серебряных звеньев, либо бархатным, шитым жемчугом. Во второй половине XIX века на смену кубелеку приходит сарафан, подчеркивающий пышные формы его обладательницы. Задняя часть этого сарафана была вся в сборку, и материи на нее шло в 4-5 раз больше, чем на переднюю. Все эти сборки украшали лентами, и повязывали сарафан широким плисовым поясом ниже талии, чтобы сзади "сборы были видны и ленты". Выходя из дому летом, женщина набрасывала на плечи каврак - халат из шелка или парчи. Зимой - шубу, конечно же. Шубы шили длинные, в виде широкого, запахивающегося халата, колоколом расходящегося книзу. Подбивали лисьим, беличьим и заячьим мехом, покрывали сверху сукном, шелком, штофом, атласом. Те, кто не мог себе позволить шубу на лисе, ходили в овчинной. Также по холоду носили ватные пальто (плиски, жупейки) и кофты (ватянки, холодайки). Что до головных уборов, то казачки на протяжении более чем двухсот лет к татарскому платью надевали совершенно русскую кичку - высокую жесткую шапочку с круглым дном либо рогатую, вроде пилотки, надетой поперек. На кичку шел сложенный в несколько слоев холст. Его прошивали густыми рядами суровыми нитками, а потом долго варили в молоке, чтобы кичка затвердела. На рожки наматывали миткалевый рушник, концы которого сначала проводили поверх кички, затем под подбородком и, наконец, подтыкали сзади за ухом. Спереди навешивали налобник, унизанный жемчугом или блестками по бархатному полю. Сзади привязывали расшитый подзатыльник. Кичку украшали золотом, шелком, бисером, жемчугом, а бывало - и алмазами. Кое-где вместо кички носили вязаный колпак или колотовочку (небольшой платочек, завязанный наподобие банданы, и прикрывающий лоб). Поверх колотовочки надевалась шаль - с боков ее слегка закладывали внутрь, а надо лбом поднимали "уголком". Зимой поверх всего этого великолепия надевали еще один платочек, т.н. знузданку, - концы его связывались на макушке так, чтобы знузданка закрывала уши. Однако веяния времени не обошли казачество стороной. Во второй половине XIX века казачки в большинстве своем сменили чирики на туфли, а на головы вместо кичек водрузили модные чепчики и шляпки. Примерно в это же время сформировался комплекс военного казацкого костюма. Обмундирование донских казаков состояло из темно-синей куртки на крючках, зимой - темно-синий чекмень - куртка того же покроя, но длиной до колен, с темно-синим воротником, обшлагами и погонами с выпушкой прикладного цвета, темно-синих шаровар с лампасами. Головной убор - черные папахи либо фуражки с козырьками, красным околышем и темно-синей тульей, вытянутой вверх наподобие колпака. А для кубанских казаков, наоборот, черкеска черного сукна. Количество газырей, расположенных на груди с каждой стороны, первоначально равнялось десяти, но со временем увеличилось до 15 (калибр патрона винтовки, бывшей в употреблении у казаков Кубани, - 15.24, что равнялось 6 линиям). Крайние внешние газыри по своей высоте были на треть меньше основного ряда, в котором в специальных пеналах хранились капсюля. Бешмет - зимняя форма одежды - из белого шерстяного сукна, подбивается каракулем черного (темно-коричневого) цвета. Кубанский башлык - съемный капюшон с кожаными накладками на швах и удлиненными полами для защиты лица в ненастную погоду, прототип современной лицевой маски, - всегда красный. Точно как и рубаха "косовороткой", одеваемая под черкеску тоже красного цвета. На голове чаще всего кубанка - папаха уменьшенной высоты. У кубанских казаков на шароварах отсутствуют лампасы - это одно из основных отличий. Форма покроя прямая. Как мы видим, форма сохранила ряд традиционных элементов мужского костюма - бешмет, черкеска, чекмень, бурка. В то же время такие элементы формы, как китель, гимнастерка, фуражка, настолько полюбились казакам, особенно донским, что получили широкое распространение в качестве повседневной одежды. Кубанские же казаки остались верны своим кубанкам и газырям. К слову, кое-что из обмундирования конца XIX - начала XX века казаки носили и при советской власти. Во время Великой Отечественной войны, например, их полевая форма, представляла собой винегрет из предметов униформы образца 30-х годов, дореволюционного обмундирования и униформы образца 1941/1943 годов. Казаки упорно не желали расставаться с папахами и носить положенные по форме ушанки. И никакая советская власть не смогла вытряхнуть их из любимой черкески с газырями, в которой казачество щеголяет на протяжении нескольких веков. Текст: Екатерина Костикова, "Костюм имени дружбы народов", журнал "Националь" № 01/2004

Ответов - 197, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

vl-vl: Папаха и татарка.

TatianaIE: Почти 20 лет назад сделала я несколько фотографий бабушкиной одежды, из семейной коллекции. Часть предметов была привезена ещё из Уральска, например, нательная рубашка с "парадными" рукавами. А сарафан был сшит уже в Казалинске в конце 19 или в самом начале 20 века из "мануфактуры" купленной на зимней ярмарке в Оренбурге, на деньги вырученные с продажи рыбы. А вот платок был в чьём-то владении (мама не помнит, в чьём) и его подарили маме, чтобы ходить в нём на воскресные службы. Платок тоже очень старинный и очень богатый, как и сарафан, и рукава.

TatianaIE: То же самое платье, но с другим платком. Это был тоже мамин платок для воскресных служб, но это детский платок - мягкий, полупрозрачный.

Георгий Гугня: Какие хорошие фотографии. Вот у нас тоже есть фото . фото сделано в фольклорно - этнографическом центре Яик.

туранцев: Да,фотографии хорошие.А вот сестры Гущины на Амударье что-то мне все рассказывали про некие волосники и сороки.О сороке я смутное представление имею,о волоснике-нет.У Вас их там в Казалинске,словом на Сырдарье, женщины не носили ?

vl-vl: Часть пояса к знаменитому сарафану уральской казаченьки. Вплетена нить войскового малинового цвета. Также вплетены тончайшие серебряные и золотые нити.

Георгий Гугня: Трудно представить ,что сделано вручную. Сколько же времени уходит на изготовление такого пояса?Или это сделано уже промышленно?

TatianaIE: туранцев пишет: сестры Гущины на Амударье что-то мне все рассказывали про некие волосники и сороки.О сороке я смутное представление имею,о волоснике-нет.У Вас их там в Казалинске,словом на Сырдарье, женщины не носили ? Носили, обязательно. Под платком все замужние женщины носили волосники, но фотографий у меня нет - всё таки это "интимный" предмет, не для посторонего взора. И не уверена, что у нас один сохранился. бабушка была последней из наших женщин кто его носил.

TatianaIE: Георгий Гугня пишет: фото сделано в фольклорно - этнографическом центре Яик. Разница между нашим и "вашим" сарафаном огромная. Ваш сарафан больше похож на сарафаны из архангельской губернии. Это оригинал? Точно казацкий? Про "наш" сарафан могу с уверенностью сказать что "оригинал" и "проверенная модель (или шаблон)" - все сарафаны так шили: застёжка только наверху, а не во всю длинну как у Вас, застёжка накладная, а не встык, сверху от плеча сарафан очень присборен особенно сзади, и складки глубокие, а красный сарафан какой-то гладкий, обтекающий. И рукава у рубашки совсем другие, тоже без складок. Пышности в красном сарафане совсем нет, а мне кажется именно пышность и была важна в казацком платье, особенно в праздничном!

туранцев: Полностью согласен с TatianaIE.Я когда был у уходцев на Амударье,там нам с Санией Сагнаевой из Уральска местные бабульки показывали свои сарафаны,привезенные еще с Урала,и некоторые даже с золотым шитьем.Вот это была красота ! За 115 лет(я был там в последний раз в 1990 г.)сарафаны сохранились как новые.Сразу видно было качество работы.Но фотоаппарата у меня с собой не было,а Сагнаева обещала мне прислать фото,да зажилила.А потом и вообще в Японию уехала. А тот сарафан,который прислал Г.Гугня,какой-то бутафорский,словом ненастоящий.Ты уж извини,Георгий. PS.В Гурьеве в этом году в музее я тоже видел очень роскошные сарафаны уральских казачек.В музее "Старый Уральск" тоже есть,и вроде,как раз Сагнаева их туда передала.Где уж она их достала,неведомо.

Георгий Гугня: Хм...Андрей , слово Бутафорский мне не очень как-то....можно ведь назвать новодел ,скажем... так и есть - это пошито в наше время... Но вот этот вот- из замечательного Первомайского музея- точно настоящий!

Георгий Гугня: Народный музей Первомайского района Оренбургской области Что скажете, Татьяна и Андрей?

туранцев: Фотографии хорошие,заметно,что много экспонатов.Конечно,эти сарафаны,на фото,не бутафорские и не новоделы,это сразу видно.Похожие я видел у бабуль на Амударье,но в тонкостях я не разбираюсь.

TatianaIE: Когда-то по молодости я занималась историей русского костюма. Но сейчас у меня под рукой нет ни одной из моих книг по этой теме и я в них не заглядывала лет 20 (с тех пор как уехала). По памяти могу предположить что эти сарафаны имеют внешнее сходство с Архангельскими: там были длинные прямые отрезные сарафаны, там были в моде гладкие стекающие материи. Это было вообще характерно для Севера. Откуда такие сарафаны взялись на Урале и попали в музей - не мне судить. Была на Урал миграция из северных районов до революции, во второй половине 19 века? То описание казацкой одежды, которое Вы привели в начале темы, мне кажется довольно аккуратным. В нём чётко указаны некоторые специфические детали казацкой женской одежды: застёжка лифа, а не во всю длину, например. Сходство с татарской одеждой, а татары любят пышные одежды, у женщин и рукава объёмные, и сарафан в складку. Только татарская одежда была из более мягкой материи, насколько я помню. Внешне всё выглядит мягче, более женственно. У казачек сукно было более толстое, прочное: парча, толстый шёлк. Складки из такой материи торчат во все стороны и создают очень внушительный вид, скорее царский (барский), чем женственный. А одежда из музея вся сделана из очень мягких материй. Рукава скроены большими, но они не выглядят объёмными, потому что материал мягкий, он форму не держит. Я рукава хрошо не могу разглядеть на этих фотографиях, но ме кажется на них нет складок, только сборки, а сборки создают более мягкий эффект, чем складки. На моих фотографиях детали рукава хорошо видны, и сколько складок на них, и складки массивные. Да и с таким материалом сборки в принципе невозможны. Сукно было очень толстое, негибкое. Только нательная часть рубашки шилась из мягкой материи, хлопка. Всё что было "напоказ" (руква, сарафан) - шилось из роскошных материй, с золотыми и серебряными нитями (во всяком случае в праздничной одежде). Что касается того, что такие же сарафаны Туранцев видел на Амударье... точно такие? Нет ошибки? Я на Амударье не была, но объяснить северный стиль на Амударье не могу, и не очень верю, что это был именно такой стиль. Я могу ещё предположиь, что могли быть сарафаны из мягких материй для девочек, чтобы легче было носить. Всё таки эти дорогие и внушительные сарафаны были довольно тяжёлые, в них не очень-то побегаешь... Были ещё и простые сарафаны для ежедневого пользования. Покрой был точно такой же, но выглядели они не внушительно, потому что шились из хлопка, и "висели" более менее как те сарафаны из музея. Но я не думаю, что их специально кому-то показывали, их и не хранили... Скорее всего, те бабушки, которые показывали сарафаны Туранцеву их и носили. Одна из моих бабушек отказывалась носить бесовскую одежду и носила только уральские рубашки и сарафаны вплоть до своей смерти уже в этом веке.

туранцев: А я и не говорил,что видел точно такие,я писал,что видел похожие,а в тонкостях не разбираюсь.Могу еще раз добавить,что видел сарафаны с золотым и серебряным шитьем.Кстати, исследователи еще в XIX в. отмечали сходство костюма уральских казачек с северным костюмом,например,Новгородской губернии. А те бабули,которые показывали сарафаны,тогда уже не носили их,а доставали из сундуков.

TatianaIE: Парадные сарафаны берегли, не каждый день носили, поэтому они у всех лежали по сундукам. Но были женщины, которые перешли на масспошив, чтобы быть как все, а были упорные, которые такую одежду не признавали. А насчёт родства Северных и казацких костюмов - оно и должно быть. И многие имена уральских казаков имеют корни в Новгороде, Архангельске и т.д. Разумеется, жители с Севера приносили с собой и одежду. Но с годами (веками) она видоизменялась. Для изменений всегда есть причины, но вот каковы причины - я не знаю. Пока жила в России мне на глаза такие исследования не попались, а потом я и вовсе эту тему забросила. Моё предположение будет что одежда изменялась под влиянием соседей (башкиров, татаров, киргизов и так далее, потому что местная национальная одежда всегда имеет логику и практичность для именно этих местных климатических условий. Поэтому пришельцы всегда многое перенимают у местных). С веками сформировались традиции одежды, совместившие в себя разные культурные традиции и "вылились" в уральскую казачью одежду, однако миграция никогда не прекращалась, и вполне возможно что на Урал продолжали прибывать люди с Севера с их костюмами и сосуществовали на Урале рядом с казачьими костюмами. Я потому и спросила про миграцию в конце 19 века... Не всё же и не все кто жил на Урале были казаками: были и крепостные, и приезжие начальники с семьями, и купцы, и крестьяне со стороны... Потому и не каждый предмет старины найденный в Уральске обязательно относится к казацкой культуре.

Палыч с Обчего: Да,мнение профессионала - золотое мнение. Жаль,что в нашей жизни сейчас так мало осталось настоящих профессионалов. Спасибо за комментарий!

vl-vl: Еще деталь другой пряжки. На ней остались следы серебрения. оборот

Шеврон: Вопрос знатокам казачьей одежды. Были ли у казачьих шаровар карманы?

туранцев: Я,конечно,не являюсь знатоком казачьей одежды,но думаю,что были карманы.Помню,где-то у Гоголя читал что-то вроде:"И вытащил из необъятных карманов шаровар огромную люльку"или что-то в этом роде.В интернете в разделе казачьи шаровары тоже написано,что карманы есть,хотя возможно,это новодел,так сказать современная модификация.Обязательно должны были быть карманы (по различным причинам,военным,бытовым).



полная версия страницы