Форум » Ищу человека » Усенковы » Ответить

Усенковы

Андрей Усенков: Здравствуйте! Благодаря этому сайту получил большой обьем информации по своему родовому древу по мужской линии Усенковых. Фамилия для уральских казаков редкая (на мой взгляд), поэтому искать легко. Искренне и от всей души большое спасибо разработчикам и энтузиастам! В 1909 году, согласно исповедальной книге, казаки Усенковы проживали в Кушумском поселке. Благодаря этому списку, смог восстановить родовое древо до 18 века! В 1909 году в Кушумском поселке проживали Усенков Сергей Иаковлевич с семьей и его отец Усенков Иаков Меркуриевич (Меркулович). Согласно метрике Уральского собора в 1802 году у уральского казака Василия в г. Уральске родился сын Меркул. По переписи 1817 года в Уральске проживали Усенкова Прасковья (вдова) и ее малолетние дети: Усенковы Андрей, Меркул и Семен. В списках уральских казаков 18 века Усенковых я не нашел. Встречался казак Ус, а также Усенков Алтын - астраханский юртовой татарин, участник неудачного хивинского похода 1717 года Александра Бековича. В 18 веке в казаки верстали людей разных национальностей. Отсюда интрига и вопрос: откуда есть пошли Усенковы на Урале. Помогите разобраться, братья казаки! P. S.: По Усенкову Сергею Яковлевичу больше всего информации и много вопросов. Задам в следующий раз, если завяжется душевный диалог :)

Ответов - 97, стр: 1 2 3 4 5 All

Калёновец: Андрей Усенков пишет: Отсюда интрига и вопрос: откуда есть пошли Усенковы на Урале Уважаемый Андрей! Ответ на этот вопрос должен быть в Вашей семье. Обычно, уральцы передавали устные предания о появлении их предка на Яике (Урале). Конечно, на форуме могут откликнуться потомки Усенковых, которые знают легенду. В противном случае, можно только предполагать и домысливать. Так, что включайтесь в работу сами, а форумчане Вам помогут в решении трудных вопросов. Ответьте на такой вопрос: Усенковы имели европейский тип лица, или были азиатские черты?

Андрей Усенков: Уважаемый Каленовец, спасибо большое за ответ! Всегда считали себя русскими. И по чертам лица, вроде бы, соответствуем. То что наши предки по линии Усенковых потомственные уральские казаки стало для нас открытием. Хотя, уральские казаки Азовсковы (Гниловский форпост), Котельниковы (Кушумский поселок) тоже наши. По Усенковым последняя информация "из глубины веков", по метрике Уральского собора: 13 ноября 1802 года у казака Усенкова Василия родился сын Меркурий. Следовательно, Василий Усенков, скорее всего, родился во второй половине 18 века. В Списках 18 века, которые есть на этом сайте, я казака Усенкова Василия не встречал. В то же время, из сайта я почерпнул информацию, что с начала 18 века Москвой жестко вводился запрет на верстку уральских казаков из иногородних. Или, как водится на Руси, несмотря на запрет, во второй половине 18 века в казаки продолжали верстать всех желающих? Следовательно, возможно 2 варианта: или Усенков Василий родился на Урале, или был принят в казаки во второй половине 18 века. Я с интересом читаю и Ваши посты, из которых понимаю, что Вы отлично разбираетесь в истории Уральского казачьего войска. Подскажите, где еще можно поискать информацию о казаке Василии Усенкове? Если можно, скиньте ссылки.

Калёновец: Андрей Усенков пишет: Всегда считали себя русскими. И по чертам лица, вроде бы, соответствуем. Уважаемый Андрей! Я почему задал этот вопрос: Кушум был наполовину заселен татарами. Возможно, и калмыки там жили, которые переходили в православную веру. Поиски дело не быстрое, поэтому внимательно просмотрите все темы на форуме. Особое внимание обратите на оцифровку материалов из "Уральских войсковых ведомостей". Найдите информацию 19 - 20 веков. Потом уже будете искать Василия Усенкова. Разрыв между переписями 1773 и 1817 гг. очень большой и на этом отрезке возникают пробелы, которые не позволяют двигаться дальше. По большом счету, если Вы докажите свою родословную до Василия, уже хорошо. Принимали в казаки беглых крепостных крестьян и киргизских пленников, но все они определенное время жили в работниках у казаков. В принципе, сейчас на форуме столько доступной информации, что каждый может самостоятельно разыскать своих родственников.


Куренской: Калёновец пишет: В принципе, сейчас на форуме столько доступной информации, что каждый может самостоятельно разыскать своих родственников. При одном условии, если притягивать за уши. Что бы что-то реально найти (из того периода), нужно все метрики в Алма-Ате перелопатить, и то не факт, что найдётся, т.к. многие были старообрядцами и в единоверческие храмы не ходили.

Калёновец: Калёновец пишет: калмыки там жили, которые переходили в православную веру Уважаемый Андрей! По переписи 1773 года Усенковых нет, в переписи 1776 г. - тоже. Но, в переписи 1773 г. есть калмык Усен - 30/37 лет. Живший в работниках у отставного Ауппая Мурзалиева, подаренный (л. 529 об. - 530). Вот, этого калмыка Усена могли принять в казаки, а его сын после крещения мог стать Василием Усенковым. Конечно, со временем "калмыцкая" кровь вымывается, но определенные черты на лице всё же остаются.

Калёновец: Куренской пишет: При одном условии, если притягивать за уши. Не обязательно за уши притягивать, просто нужно родственников настойчиво опрашивать. Информация, конечно, бывает противоречивой, но всё равно лучше, чем её полное отсутствие.

Куренской: Калёновец пишет: Не обязательно за уши притягивать, просто нужно родственников настойчиво опрашивать. Я тоже когда-то наивно полагал, что достаточно опросить родственников, просмотреть переписи и всё станет ясно. Как же хорошо было раньше, когда количество информации было минимальное, притянул за уши одно имя из более ранней переписи к имени из следующей ревизской сказки и красота... Генеалогическое древо готово, не подкопаешься, и документы в наличии есть подтверждающие родство. А как же, это серьёзнейший документ - перепись войска!!! Кому верить, как не ему? А если что-то не получалось или не клеилось, то чуть позже, на выручку пришли оцифрованные данные из газет УВВ. Персоналии из газет тоже можно было пристроить как тебе удобно. И всё бы было ничего, но тут стали попадаться документы из метрических книг (хранящихся в ЦГА РК), которые стали рушить такие, казалось бы прочные доказательства. А потом ещё разные списки начала - середины 18 века стали изучаться и обрабатываться - тут вообще всё вверх дном пошло, оказалось, что в заветных переписях и сказках нет большой части людей проживавших в то время на Яике. Люди бегали туда - сюда, переселялись из одного населённого пункта в другой. А когда пришла мысль просмотреть нас. пункты, куда могли идти яицкие казаки в 1720-1740-е годы, то я даже растерялся немного, такого количества ранее неизвестных персон живших на Яике, я найти никак не предполагал. Что уж говорить о метрических книгах и исповедальных ведомостях конца 18 - начала 19 веков, в которых тоже стали попадаться сведения (целые списки семей), которые, ну никак не встраивались в деревья основанные только на переписях. Смысл такой: если хотите создать реальное древо, а не притянутые за уши имена людей, которые друг другу, может быть, и вовсе не родня, то нужно работать с метрическими книгами и исповедальными ведомостями, без них никак нельзя!!! Никакие опросы родственников не помогут; да, они нужны и даже необходимы, но только для начала поисков. Те, кто мог реально что-то знать о предках живших хотя бы в начале 19 века, умерли ещё в конце 20-го.

Ефимия: Все правильно,Андрей! Поэтому у меня лично даже желания нет спускаться в эту "воронку", дальше ревизской сказки 1834 года! И в этом временном отрезке работы хватает!!! Разобраться бы ..

Куренской: Ефимия пишет: желания нет спускаться в эту "воронку", Ефимия, если нам будут доступны все МК и ведомости хранящиеся в Алма-Ате, то при помощи этой информации, можно будет реальные родословные составлять. Я к этому вёл, а не к тому, чтобы унывать или опускать руки.

Ефимия: Куренской пишет: если нам будут доступны все МК и ведомости хранящиеся в Алма-Ате, то при помощи этой информации, можно будет реальные родословные составлять. верится с трудом, но – кто знает..

Калёновец: Куренской пишет: если нам будут доступны все МК и ведомости хранящиеся в Алма-Ате, то при помощи этой информации, можно будет реальные родословные составлять. Конечно, к этому нужно стремиться тем, кто ещё относительно молод и может позволить себе надеяться на 20 - 30 лет работы вперёд. А когда жизнь уже почти прожита и нужно успеть переработать уже добытую информацию, то стоит ли мечтать о хранящихся в Алма - Ате МК и ведомостях...

Андрей Усенков: Каленовец, Куренской, Ефимия, спаси Христос! Вот и складывается душевный диалог! Действительно, из Уральских войсковых ведомостей и из тем форума я почерпнул немало информации и сделал скриншоты. К сожалению, не знаю как здесь выкладывать скриншоты. Из УВВ узнал, что мой прапрадед Усенков Сергей Яковлевич 05.09.1902 года за джигитовку на Горяченском сборном пункте награжден призом 4 рубля, участвовал в русско-японской войне 1904-1905 годов, приказом командира полка 31.10.1904г. приказный Усенков С. Я. переименован в младшего урядника, приказом Гланокомандующего от 05.11.1904г. Урядник Усенков С.Я. За мужество и храбрость награжден Знаком отличия военного ордена 4 ст. N108277. В 1911 году был атаманом Кушумского поселка. Видимо, лихой был казак. Вопросы: 1. Где найти описание подвига Усенкова С.Я., за который он был награжден? 2. Где найти книгу Д. Дубровина Уральское казачество в русско-японской войне 1904-1905гг? 3. Что стало с Усенковым С.Я. в гражданскую войну? Как закончил свой путь? 4. Почему недоступен сайт Яик.ру? Несколко лет назад я видел там много метрических книг по населенным пункам. Больше вопросов, чем ответов. Но, дорогу осилит идущий! Еще жив мой дед, внук казака Усенкова С.Я. В этом году он будет отмечать 90-летие. Хочу сделать ему подарок в виде родового древа семьи Усенковых.

Куренской: Андрей Усенков пишет: Почему недоступен сайт Яик.ру? Несколко лет назад я видел там много метрических книг по населенным пункам. Там были только фотографии метрик из Уральского архива. Их можно и сейчас на сайте архива ЗКО посмотреть.

Куренской: Андрей Усенков пишет: Где найти описание подвига Усенкова С.Я., за который он был награжден? Пока только это:

Куренской: Андрей Усенков пишет: Из УВВ узнал, что мой прапрадед Усенков Сергей Яковлевич 05.09.1902 года за джигитовку на Горяченском сборном пункте награжден призом 4 рубля Приказ по УКВ. Целиком приказ в личке смотрите.

Андрей Усенков: Куренской, фантастика! Благодарю и крепко жму руку! Что значит "постановки 1894г."? Год начала несения службы? Я так понимаю, от этой даты и год рождения можно узнать.

Куренской: Андрей Усенков пишет: Что значит "постановки 1894г."? Год начала несения службы? Я так понимаю, от этой даты и год рождения можно узнать. На 1 января 1894 года ему было 19 лет. Постановка в казаки - это начало службы, принятие присяги.

Куренской:

Андрей Усенков: Спасибо! Вот и разматывается потихоньку клубочек. Значит, Усенков Сергей 1875 г.р. или около. Буду искать метрическую книгу за этот год.

Калёновец: Андрей Усенков пишет: Значит, Усенков Сергей 1875 г.р. или около. Уважаемый Андрей! Усенков Сергей 1874 г. р. - точно и без около. Чтобы определить год рождения казака, нужно от года постановки отнять 20 лет. Например, 1894 - 20 = 1874. В Кушуме Спасо - Преображенская церковь открылась в 1857 году, поэтому может и сохранились МК за 1874 г.

Куренской: Андрей Усенков пишет: Усенков Сергей Яковлевич 05.09.1902 года за джигитовку на Горяченском сборном пункте награжден призом 4 рубля Лихой наездник был: Приказ по УКВ №43 от 2.03.1896г. пункт 1. Сергей Усенков награждён призом за наездничество и скачку. Этот же приказ отражён в УВВ №11 1896 года.

Куренской: Андрей Усенков пишет: участвовал в русско-японской войне 1904-1905 годов Приказ по УКВ №84 пункт 2 от 5.05.1904г. Согласно утверждённых мною 30 октября 1903 г. правил жеребьеметания из частной мобилизации вверенного мне войска, нижепоименованные нижние чины по доставшемуся им жребию охотниками и по назначению войскового начальства (фельдшера, писаря) зачислены в 4 и 5 Уральские казачьи полки, списки коим при сем объявляются. Наказной Атаман, Генерал-лейтенант Ставровский. В списке этого приказа, в составе мобилизованных есть приказный Сергей Яковлевич Усенков (на 32 листе списка). Он был назначен в 5 УКП.

Куренской: Здесь только то, что не публиковалось на нашем форуме. Как я понял, это тоже Ваши родственники, пусть и дальние: Из УВВ: Усенков Василий, чисто отставной казак, попечитель Сорочинской школы. – УВВ №4 1891. Из Адрес-календарей и памятных книжек: Усенков Стеф. Фед. - псаломщик Никольской церкви. - А-К 1902 год. Усенков Степ. Фед. - псаломщик Никольской единоверческой в г. Уральск церкви. - А-К 1909 год. Усенков Стефан Федор. - псаломщик Никольской единоверческой в г. Уральск церкви. - А-К 1914 год. Из книг Уральского ЗАГСа: УСЕНКОВ СИДОР 60 лет женат умер в Уральске в августе 1920 года. Сообщил УСЕНКОВ СТЕПАН с Калмыковской улицы. ЖИВЕТИН ПЕТР 1894 года рождения военнослужащий из Уральска Царицинская 103 и УСЕНКОВА АНАСТАСИЯ 1897 года рожд. канцеляристка из Уральска уг.Уфимской и Гимназической поженились в 1921 году в г. Уральск.

Шеврон: Добавлю. Усенков Анисим, казак УКВ, находящийся в составе 7-й УК полусотни, за отлично-усердную службу и примерное поведение, производится в урядники. – УВВ №21 1869. Усенков Тихон на 1 июля 1850 г. казак 2-й сотни Уральского казачьего № 6 полка. Усенков Автамон Анисимович – Яманхалинской ст. Казак, с 13 сент. 1888 в л.-гв. УКС –пр. 1888 № 462. Куренской пишет: УСЕНКОВ СИДОР 60 лет женат умер в Уральске в августе 1920 года. Был служащим Уральского областного штаба.

Андрей Усенков: Спасибо большое за информацию! Я тоже находил этих Усенковых. Еще по переписи 1834 года на Таловом хуторе проживала большая семья Усенковых. Видимо, это боковые ветви.

Андрей Усенков: У меня, снова философско-логический вопрос-рассуждение с ретроспективой в глубину веков. Большинство уральских казаков были старообрядцами и не ходили в церковь. У них были молельные дома и дедушки вместо священников. Первые строобрядцы бежали на Урал после церковной реформы Никона и их потомки жили на Урале в этой же вере. Усенковы из Кушума в 1909 году указаны в церковной исповедальной книге. Следовательно, они относились к православной церкви (не были старообрядцами). Рождение у казака Василия Усенкова сына Меркула в 1802 году было записано в метрической книге Уральского собора. Этот факт тоже говорит о том, что казак Василий не был старообрядцем. Я прав? Если это так, то Усенковы или пришли на Урал, будуче в православной вере (не как старобрядцы), или перешли из старробрядчества в новую веру (что маловероятно, старообоядцы были верны традициям), или были крещены из инородцев (иноредцев же не принимали в старообрядцы). Последнее мне кажется наиболее возможным и версия Каленовца о происхождении Усенковых от калмыка Усена или моя от астраханского юртового татарина Алтына Усенкова не кажутся нереалистичными. Добовляет оптимизма морфология фамилии Усенков, как я ее вижу. Если она произошла от слова Ус, то должна звучать как Усов. Если от имени Усен, то все сходится. Чей? Усена сын - Усенов, Усенков. В украинскую версию мало верится (что Усенко стал Усенковым). Есть логика в моих рассуждениях, или одни фантазии?

Куренской: Андрей Усенков пишет: Рождение у казака Василия Усенкова сына Меркула в 1802 году было записано в метрической книге Уральского собора. Этот факт тоже говорит о том, что казак Василий не был старообрядцем. Я прав? После 1800-го года много людей переходили в единоверие, для этого оно и было создано. А процент раскольников, у которых были дедушки вместо священников или дыры в стене вместо икон, был маленьким. Опять же, чтобы покрестить ребёнка, старообрядцы (признающие священство) шли в единоверческий собор, службы-то там шли по старым канонам, таким же как и у старообрядцев; единственная разница по началу была только в том, что единоверцы признавали новое священство.

Куренской: Андрей Усенков пишет: версия Каленовца о происхождении Усенковых от калмыка Усена или моя от астраханского юртового татарина Алтына Усенкова не кажутся нереалистичными Усенков - древняя казачья фамилия. Её носили донские казаки. Немного рекламы в тему - на днях вышел новый сборник "Служба, быт и бунт донских казаков XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск ХV"

Куренской: Куренской пишет: Опять же, чтобы покрестить ребёнка, старообрядцы (признающие священство) шли в единоверческий собор Оказывается, что беспоповцы тоже детей крестили в храмах, причём и в православных. Вообще, интересная запись:"Попов-безпоповец".

Калёновец: Андрей Усенков пишет: Большинство уральских казаков были старообрядцами и не ходили в церковь. Большинство уральских казаков было старообрядцами, но в церковь не ходили только беспоповцы. Единоверцы - это те же старообрядцы, которые разрешали служить в своих храмах православным священникам нового обряда. Андрей Усенков пишет: то Усенковы или пришли на Урал, будуче в православной вере (не как старобрядцы), или перешли из старробрядчества в новую веру (что маловероятно, старообоядцы были верны традициям), На Яике была своя христианская вера, отличная от старообрядцев в остальной России. При своём старообрядчестве, Яицкие казаки никогда не порывали связи с архиереями Русской Православной церкви.

Андрей Усенков: Сложную тему я затронул. У меня по линии Азовсковых были старообрядцы "никудышные". Они не ходили в церковь, ходили в молельный дом. Когда прадед Азовсков из "никудышных" в конце 20-х годов 20 века хотел жениться на прабабушке из крестьян, она поставила условие, чтобы он перешел в ее веру. Он согласился и они венчались в церкви. Поэтому я думал, что все старообрядцы не признавали церковь. А оказывается, все намного сложнее и интереснее. Спасибо за разьяснения!

Калёновец: Андрей Усенков пишет: У меня по линии Азовсковых были старообрядцы "никудышные". Азовсковы - никудыки, где проживали? Появление этой фамилии на Яике можно связать с Азовскими походами. Возможно, участники тех походов получили такую фамилию. На Яике было много Азовсковых.

Андрей Усенков: Проживали форпост Гниловский (с. Володарское)

Андрей Усенков: Уважаемые форумчане, вижу, что многие из вас посвятили изучению истории уральского казачества многие годы. Подскажите, пожалуйста, может кто встречал. Интересует судьба урядника Усенкова Сергея Яковлевича, как мы выяснили 1974 года рождения из Кушума, лихого наездника, участника Русско-японской войны 1904-1905 гг, награжденного ЗОВО 4ст. Какую сторону он занял в годы гражданской войны?

Калёновец: Андрей Усенков пишет: Какую сторону он занял в годы гражданской войны? А что родственники про него рассказывали? Например, в Круглоозерновской станице был урядник Сармин, три Георгия на груди, а перешел на сторону красных ещё весной 1918 года. В Кушуме был случай, когда казак - отец с сыном не пошли в отступ, а укрылись на бахчах. Красные их нашли и зарубили... Осенью 1919 г. в Кушуме всех казачек и детей закрыли в подвале, как заложников. Стариков погнали на позиции, в "живой" заслон. Вам про это, что - нибудь известно?

Андрей Усенков: Добрый вечер! Нет. Ничего не известно. Поэтому и интересуюсь. Спасибо Вам за информацию! Со стороны моей матери крестьяне братья Ненашевы из Фиталей-Скрипалей ныне Большечерниговского района Самарской области в 1919 году ушли с Чапаевым на Уральск и не вернулись. По семейным преданиям их "белые сожгли в амбаре в Круглоозерном". Может мой прапрадед урядник Усенков С.Я. против них воевал? Что говорить, брат на брата шел. Один такой премер среди уральских казаков (когда брат против брата воевал) я знаю.

Шеврон: Андрей Усенков пишет: Может мой прапрадед урядник Усенков С.Я. против них воевал? А может быть он вообще до Гражданской войны не дожил? Не встречается он нигде. Ни в приказах по Уральской отдельной армии, ни в списках уральских казаков, воевавших на стороне красных. Списки, конечно, не полные, но тем не менее.

Андрей Усенков: Спасибо, Шеврон. И такое может быть. Последнее упоминание о нем из УВВ за 1913 год. Буду искать, что с ним стало.

Гудвил: Андрей Усенков пишет: Со стороны моей матери крестьяне братья Ненашевы из Фиталей-Скрипалей ныне Большечерниговского района Самарской области в 1919 году ушли с Чапаевым на Уральск и не вернулись. По семейным преданиям их "белые сожгли в амбаре в Круглоозерном" Про такое не слышал "в наших краях", расстрелы красных были, одно место даже известно, я вроде про это писал. А подробнее про сжигание в амбаре ничего не известно?

Андрей Усенков: Гудвил пишет: "А подробнее про сжигание в амбаре ничего не известно?" Нет, не известно. Может и сжигания то не было. Есть факт: ушли с Чапаевым на Уральск и не вернулись. То что "белые сожгли в амбаре в Круглоозерном" из области семейных преданий. Сами знаете, с обеих противоборствующих сторон такой накал ненависти был, что каждая сторона старалась другую сторону очернить и показать в облике зверя. Сейчас сложно установить истину, как и невозможно их судить из нашего времени.

Гудвил: Андрей Усенков пишет: Нет, не известно. Может и сжигания то не было. Есть факт: ушли с Чапаевым на Уральск и не вернулись. То что "белые сожгли в амбаре в Круглоозерном" из области семейных преданий. Раз Круглоозерный фигурирует в семейных преданиях, значит возможно ваши могли погибнуть в районе поселка и возможно могли быть растреляными и быть в числе захороненых на скорую руку за мельницами на пустыре (фото места я выкладывал).

Калёновец: Гудвил пишет: Раз Круглоозерный фигурирует в семейных преданиях, Расскажу, как красные убили отца и сына Чернояровых. Когда красные заняли Круглоозерный в январе 1919 г., казаки убежали на Бухарскую сторону в лес. По ночам пробирались домой к женам. Однажды красные подстрелили Степана Черноярова в живот. Его отец, Петр Иванович, игарл в шашки с красным фельдшером и по "дружбе" попросил посмотреть сына. Фельдшер пришёл, а Степан на него накричал и не принял помощь от "антихриста". Фельдшер ушёл и привёл красноармейцев, которые прикололи Степана штыками. Старика - отца и 2-х соседей Суетиных, построили в шеренгу и фельдшер каждого застрелил из револьвера. Стрелял умеючи, в голову. Одному в лоб, другому в затылок, а Петру Черноярову в ухо выстрелил. Жены стояли ни живые ни мёртвые и молили Бога, чтобы пощадили детей. Потом благодарили кого - то из красноармейцев, который отговорил фельдшера стрелять в остальных. Вот такое семейное предание, которое позже было подтверждено газетной статьей. Про "амбар" родственники ничего не рассказывали.

Андрей Усенков: Спасибо, Гудвил! Каленовец, страшное дело гражданская война. Белые тоже не ангелы были. Жестокость порождает жестокость. По факту, русские убивали русских. По всем семьям прошла. И до сих пор ее отголоски слышны на этом форуме.

Калёновец: Андрей Усенков пишет: Спасибо, Гудвил! Каленовец, страшное дело гражданская война. Уважаемый Андрей! Это я к тому, что основой поиска должны быть семейные предания. Из приказов, МК, газет и т. д. можно почерпнуть информацию о человеке: кем он был, где служил. Но составить описание образа или, например, характера человека, можно только по рассказам родственников. Много уральских казаков безвестно погибли в 1918 году и не только в боях, а от разных болезней. В мае 1919 года в Уральске расстреляли 152 пленных казака, и тоже фамилии их неизвестны. Поэтому узнать о судьбе Якова Усенкова можно только у родственников.

Андрей Усенков: Калёновец пишет: Уважаемый, Каленовец! Вы все правильно говорите. К сожалению, спросить уже не не у кого. Внук Усенкова С.Я. (мой дед 1932 года рождения) жив, но он не обладает информацией, так как его родители развелись до ВОВ, а его отец (сын Усенкова С.Я.) погиб на ВОВ в 1943 году.

Андрей Усенков: Ниже наградной лист на моего прадеда Усенкова Павла Сергеевича 1909 г.р., сына уральского казака Усенкова Сергея Яковлевича. Наградной лист имеется в открытом доступе на сайте "Подвиг народа". Усенков Павел Сергеевич закончил Ленинградское морское училище (со слов моего деда), проживал в г. Уральске, работал в Уральском речном параходстве "Начальником Верхнего плеса" (со слов моего деда). НАГРАДНОЙ ЛИСТ 1. Фамилия Имя и Отчество: Усенков Павел Сергеевич 2. Звание: Гвардии старшина. 3. Должность и часть: командир взвода 45мм пушек 241 Гвардейского стрелкового полка 75 Гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ К Ордену Отечественной войны 1 степени. 4. Год рождения: 1909г. 5. Национальность: Русский. 6. Партийность: член ВКП (б) 7. Участник в Гражданской войне, последующих боевых действиях по защите СССР и в Отечественной войне: Брянский, Сталинградский и Центральный фронт. 8. С какого времени в Красной Армии: с 1941 г. 9. Каким РВК призван: Уральским РВК. 10. Ранения и контузии в Отечественной войне: погиб смертью храбрых. 11. Имеет ли награды /за какие заслуги/ Медаль «За оборону Сталинграда» и медаль «За боевые заслуги». 12. Постоянное место жительства представленного к награде или местожительства его семьи: Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига, заслуг. В боях на Орловско-Курском направлении проявил себя смелым, решительным и преданным Социалистической родине. На высоте 257,0 из своих пушек подбил 2 немецких танка, в упор расстреливал пехоту противника и уничтожил больше роты, а когда гитлеровцы кинулись в психическую атаку на взвод, то товарищ Усенков вооружил свой взвод и отразил атаку, и занял траншеи противника. Попав в окружение немецких автоматчиков он отстреливался до последнего патрона и снаряда, после чего стал отбрасываться противотанковыми гранатами, по исходу боеприпасов он решительно бросил под себя гранату и смертью храбрых погиб. Командир 241 ГВСП Гвардии подполковник Бударин 18 августа 1943 года

Андрей Усенков: Вот такие "виражи истории" на примере конкретной семьи. Сын потомственного уральского казака, член ВКП (б). Погиб как казак (я считаю).

Андрей Усенков: Фото Усенкова Павла Сергеевича по ссылке https://i.postimg.cc/Cxw6S9GR/001.jpg

Гудвил: Калёновец пишет: Старика - отца и 2-х соседей Суетиных, построили в шеренгу и фельдшер каждого застрелил из револьвера. Стрелял умеючи, в голову. Одному в лоб, другому в затылок, а Петру Черноярову в ухо выстрелил. Жены стояли ни живые ни мёртвые и молили Бога, чтобы пощадили детей. Потом благодарили кого - то из красноармейцев, который отговорил фельдшера стрелять в остальных. Откуда такие подробности? Медики же обычно не участвовали в карательных мероприятиях. И Суетиных в статье фигурирует трое...

Калёновец: Гудвил пишет: Откуда такие подробности? Медики же обычно не участвовали в карательных мероприятиях. И Суетиных в статье фигурирует трое... Уважаемый Гудвил! Извините, что поздно отвечаю, давно не был и только вчера зашёл на форум. Подробности рассказывала мне моя прабабушка Ф. В. Черноярова (Фофанова). Вместе с её свёкром, Петром Ивановичем Чернояровым, красный фельдшер убил ещё 2-х или 3-х стариков. Суетин, из статьи Коновалова, наиболее подходит: оказывал сочувствие раненым казакам. По сути, это была не карательная экспедиция, а убийство в состоянии аффекта. Красный фельдшер пришёл помочь раненому казаку, а тот вместо благодарности, набросился на него с кулаками и криками: "Не приму помощь от антихриста". Да, ещё за топор схватился, который лежал под кроватью. Психанул красный фельдшер и привёл красноармейцев, которые прикололи Степана штыками, а с возмутившимися его родителем и стариками - соседями, расправился фельдшер. А так то, да, обычно, медики не участвовали в карательных мероприятиях...

Елена465021: Вы упоминаете Исповедую ведомость по Кушуму за 1909 год. На сайте госархива ЗКО есть ведомости и за другие годы: с 1909 по 1914 с полным составом семьи Усенковых.. Так же, при запросе в строке поиска Электронной базы архива на фамилию Усенков - выдаётся список различных дел.. в том числе, Личное дело по приему в ВКПб Усенкова Павла Сергеевича. Есть его личное дело и в фонде Уральского речного пароходства. При желании и необходимых усилиях можно найти информацию о предках.

Елена465021: Скрины списка дел при запросе могу скинуть на электронку, если нужно.

Куренской: Елена465021 пишет: Личное дело по приему в ВКПб Усенкова Павла Сергеевича. Есть его личное дело и в фонде Уральского речного пароходства. Дела для ознакомления выдадут только при документальном подтверждении родства с этим человеком. Елена465021 пишет: При желании и необходимых усилиях можно найти информацию о предках. Так и есть, только сюда нужно добавить финансовые затраты. В любом Российском архиве копии платные, да и за просмотр каждой страницы деньги берут, если человек сам не может в архив приехать; в этом плане, Уральский архив выгодно отличается от Российских собратьев, в нём всё делается бесплатно.

Андрей Усенков: Елена, здравствуйте! Спасибо Вам за информацию! Метрические книги на сайте архива ЗКО видел, но никак не могу с ними ознакомиться. Пробовал и с телефона и с ноутбука. При нажатии на ссылку выдает "плагин не поддерживается". Видимо, нужно устанавливать специальную программу. Скрины можете скинуть на usenkov-mtl@yandex.ru.

Андрей Усенков: Здравствуйте! Уважаемые форумчане, вновь обращаюсь к Вам за помощью. Продолжает манить "воронка" (как верно назвала этот период Ефимия) 18 века. Согласно записям Уральского собора, в 1800 году у казака Василия Усенкова родился сын Стефан. В 1802 году у него же родился сын Меркурий. При этом, восприемниками у Стефана были Иван Лопухин и Наталья Доеничева. В тех же метрических книгах Уральского собора есть запись 24 ноября 1782 года о браке девицы Усенковой Натальи Андреяновны с Доеничевым Семеном Яковлевичем. Перепись 1817 года также содержит указание на девичью фамилию Натальи Андреевны Доеничевой (Усенковой). Учитывая, что она была крестной у сына казака Василия Усенкова и имела одну с ним девичью фамилию, они были родственниками (возможно брат и сестра) . Кроме того, в переписи 1817 года есть казак Усенков Алексей Андреевич с семьей (ст. Каменная), по переписи 1834г. он с семьей проживает в Таловом хуторе. Учитывая отчество и возраст, Наталья Андреевна Доеничева (Усенкова) и Алексей Андреевич Усенков могли быть братом и сестрой. А учитывая, что Наталья была крестной у сына Василия, они все (Василий, Алексей и Наталья) могли быть детьми одного отца Андрея Усенкова. В оцифрованных переписях 18 века казаки с фамилией Усенков мне не встретились. Учитывая состояние метрик, списков и стиль написания, понимаю, что при оцифровке влияет человеческий фактор их восприятия. Встречал в оцифрованных списках фамилию Усинцов, Уфимцев. Может быть их не верно интерпретировали? Должны быть в списках 18 века казаки Усенковы Андрей, Василий. Если можно, скиньте первоисточники, я сам поищу. И страницу с записью о браке Натальи Усенковой и Семена Доеничева 24.11.1782г. (может быть там есть дополнительная информация). Мой e-mail: usenkov-mtl@yandex.ru

Андрей Усенков: Удивительно, что почти через 300 лет традиция продолжается. Мой отец - Василий, я Андрей, у меня сын Василий. Видимо, генетическая память)) Поэтому, прошу понять мой задор и помочь, по мере возможности.

Куренской: Андрей Усенков пишет: Если можно, скиньте первоисточники, я сам поищу. Добрый день, Андрей! Какие именно документы Вас интересуют?

Андрей Усенков: Здравствуйте! На фото (сидит справа под номером 4) Усенков Филарет Яковлевич (брат моего прапрадеда Усенкова Сергея Яковлевича). Одет в гражданскую одежду. На виде ему около 40 лет. Фото сделано в период с 1905 по 1913 годы. По нему на форуме нашел только такую информацию: "Усенков Филарет Яковлевич Уральский стан 181 18 февраля постан. 1881 в чистую отставку". Расшифруйте, пожалуйста, что это означает?

Андрей Усенков: На фото сидит под номером 3

Калёновец: Андрей Усенков пишет: По нему на форуме нашел только такую информацию: "Усенков Филарет Яковлевич Уральский стан 181 18 февраля постан. 1881 в чистую отставку". Постановки 1881 г., значит, 1861 года рождения. В чистую отставку должен выйти с 1 января 1913 года.

Андрей Усенков: Спасибо, Каленовец! Не думал, что казаки в повседневной жизни носили пиджаки и жилетки. На фото гражданский человек. А запись "Уральский стан" это город Уральск?

Калёновец: Андрей Усенков пишет: Не думал, что казаки в повседневной жизни носили пиджаки и жилетки. На фото гражданский человек. А запись "Уральский стан" это город Уральск? Ещё в середине 19 века в моде были полосатые бухарские халаты, а в начале 20 столетия уральские казаки стали одеваться в европейское платье. По рассказам, была мода на красные (кумачовые) рубахи, которые одевали по праздникам. А по верх рубахи одевали пиджак и получался гражданский человек. Вероятно, запись "Уральский стан" - это Уральская станица, т. е. г.. Уральск с пригородами.

Андрей Усенков: Каленовец, спасибо большое за ответ!

Строгонова: Андрей Усенков пишет: По нему на форуме нашел только такую информацию: "Усенков Филарет Яковлевич Уральский стан 181 18 февраля постан. 1881 в чистую отставку". Ушел на заслуженный отдых и больше не призывался на службу.

Андрей Усенков: Наталья, спасибо за разъяснения!

Андрей Усенков: Здравствуйте! У меня вопросы к знатокам по заметке в УВВ о моем прапрадеде: "Усенков Сергей урядник Атаман Кушумского поселка разыскивает 3-х лошадей пропавших из табуна. 1911 04 декабря 94 4". Не понятно о каком табуне идет речь: общественном (если такие были) или личном табуне Усенковых? Как я выяснил, по рассказам внучки Сергея Яковлевича, Усенковы до революции жили зажиточно, имели около 200 га земли в местечке "Учеников Ильмень" (?) недалеко от Кушума. Анализируя другие заметки УВВ, я сделал для себя вывод, что они публиковались от имени атаманов поселков. То есть атаман поселка давал заметку о событии или розыске. Верно? Есть ли у Вас информация, кто был атаманом Кушумского поселка в 1911 году? Хочется верить, что Усенков С. Я. :))) Прошу развеять мои сомнения и надежды.

Куренской: Андрей Усенков пишет: кто был атаманом Кушумского поселка в 1911 году? Хочется верить, что Усенков С. Я. В 1911 году атаманом Кушумского посёлка был Давид Леонтьевич Черыков (в Пам. Кн. написано: Чарыков).

Куренской: В памятной книжке за этот год есть С.Ф.Усенков.

Калёновец: Андрей Усенков пишет: Усенковы до революции жили зажиточно, имели около 200 га земли в местечке "Учеников Ильмень" ( Если Усенковы жили зажиточно, то им не зачем было служить атаманами поселков. Дело хлопотное, а навара кот наплакал.

Куренской: Андрей Усенков пишет: "Усенков Сергей урядник Атаман Кушумского поселка разыскивает 3-х лошадей пропавших из табуна. 1911 04 декабря 94 4". Не понятно о каком табуне идет речь: общественном (если такие были) или личном табуне Усенковых? Все конезаводчики давно известны, Усенковых среди них не было. Личный табун отпадает. Андрей Усенков пишет: То есть атаман поселка давал заметку о событии или розыске. Верно? Верно. Объявления о розыске подавали атаманы станиц.

Куренской: Андрей Усенков пишет: Усенков Сергей урядник Атаман Кушумского поселка разыскивает 3-х лошадей пропавших из табуна. У Усенкова пропало только две лошади.

Андрей Усенков: Куренской, Каленовец, Спасибо большое! Все разложили "по полочкам" с фактами! Все ясно. Буду иметь ввиду, что на форуме заметки из УВВ выложены не в полном обьеме.

Андрей Усенков: Что касается Усенкова Степана Федоровича, возможно, это сын Усенкова Филарета Яковлевича. Если, конечно, Филарет и Федор это одно имя. Еще и дьякон Павел Доеничев в том же листе Памятной книжке указан. Возможно тоже наш родственник. Согласно метрикам Уральского собора, выложенным на форуме, в 1782 году Усенкова Наталья Андреяновна вышла замуж за Доеничева Семена Яковлевича.

Андрей Усенков: Пожалуйста, если у кого-нибудь есть возможность, скиньте usenkov-mtl@yandex.ru лист метрики Уральского собора за 24 ноября 1782 года о браке Усенковой Н.А. с Доеничевым С.Я. Интересует кто был "свидетелями" со стороны невесты и жениха. Возможно, это даст ответ на некоторые вопросы.

Андрей Усенков: Да, как много информации можно почерпнуть из простой заметки в газете. Именно эта заметка, на которую вывел запрос в Гугл, стала началом моих поисков на форуме. А прадед то, сто с лишним лет назад, горевал, поди, что лошади пропали. Вывод: даже события, которые мы воспринимаем как несчастья, в будущем могут иметь положительный эффект. "Пути Господни неисповедимы!" А если учесть, что один из пропавших сивый мерин с тавром СУ и то что мой автомобиль тоже "сивой масти" с госномером СУ, вообще мистика получается :))) Видать, на одном из этих коней с тавром СУ, прадед в русско-японскую воевал. Скажите, казак на русско-японскую войну брал с собой коня или двух на подмену? Эшелонами же ехали? И назад домой коней везли? Кто в курсе?

Куренской: Андрей Усенков пишет: Буду иметь ввиду, что на форуме заметки из УВВ выложены не в полном обьеме. Почему не в полном? Всё есть: Усенков Сергей урядник Атаман Кушумского поселка разыскивает 3-х лошадей пропавших из табуна. 1911 04 декабря 94 4 Ялфимов Сидор казак Атаман Кушумского поселка разыскивает лошадь пропавшую у Ялфимова. 1911 04 декабря 94 4

Андрей Усенков: Я имею ввиду, что содержание заметки, которую Вы скинули выше, шире содержания заметки, опубликованной на форуме. Понятно, что так удобнее для поиска, да и незачем засорять форум описанием примет лошадей

Андрей Усенков: Здравствуйте! Узнал, что наша фамилия Усенков (ударение на о) произносилась уральскими казаками как Ущенков (с ударением на е). Это характерный говор уральских казаков, когда в словах вместо звука "с" произносили "ш" или "щ"?

Андрей Усенков: Здравствуйте, Уважаемые форумчане! Имею листы исповедных ведомостей Уральского собора за 1788 и 1790 годы, в которых указан мой прямой предок Усенков Василий Андреевич 1770 года рождения и его сестра Пелагея. За 1788 год Василий Андреянов сын Усенков записан как малолеток 17 лет, сестра его Пелагея 15 лет. На том же листе исповедной ведомости 1788г. нашел сестру Василия Андреевича Усенкова Наталью Андреевну Доеничеву (Усенкову) с мужем Семеном Доеничевым. Но Василий Андреянов сын Усенков и его сестра Пелагея записаны не в составе семьи Доеничевых! За 1790 год Василий Андреянов сын Усенков 20 лет, сестра его Пелагея 17 лет. Я так понимаю, что на тот момент, родители Натальи, Василия и Пелагеи Усенковых уже умерли. Обратил внимание на интересный момент: и в ведомости 1788г., и в ведомости 1790г. рядом с моими указаны семьи Яков Еремеев сын Еремин и Петр Михайлов сын Елаев (Юлаев). Пытаюсь получить информацию из того, что имею и рассуждать логически 1. Исповедовались семьями. 2. Малолетка 17 лет и его сестру 15 лет должен был кто-то опекать. 3. И в ведомости 1788г., и в ведомости 1790г. рядом с моими указаны семьи Ереминых и Елаевых (Юлаевых). Следовательно, Еремины и Елаевы (Юлаевы) могут быть родственниками Усенковым. Я правильно рассуждаю? Мог малолеток 17 лет и его сестра 15 лет самостоятельно исповедоваться? Каков был порядок исповедания в 18 веке: составлялись заранее списки (может быть по дворам) или в списки вносились по факту пришедшие на исповедь? Если по факту, то я скорее прав насчет родственных связей Усенковых, Ереминых, Елаевых (Юлаевых). Вряд ли и в 1788г. и в 1790г. на исповедь пришли сразу Усенковы, Еремины и Елаевы (Юлаевы). Это как два снаряда в одну воронку. Жду Ваших авторитетных мнений. Ниже ссылки на листы ведомостей. https://i.postimg.cc/9f714NWz/IMG20221209182615-1788.jpg https://i.postimg.cc/T2Fw07GT/1790.jpg

Калёновец: Андрей Усенков пишет: За 1788 год Василий Андреянов сын Усенков записан как малолеток 17 лет, сестра его Пелагея 15 лет. Андрей, а откуда взялся Василий Андреянов сын Усенков? В переписи 1772, 1773, 1776 гг. такой фамилии вообще нет.

деркул: Калёновец пишет: В переписи 1772, 1773, 1776 гг. такой фамилии вообще нет. В переписи 1773 Усовы.

Калёновец: деркул пишет: В переписи 1773 Усовы. Я тоже склонен думать, что Усов Андриан был отцом малолетка Усенкова Василия Андрианова.

Андрей Усенков: Сие для меня тайна великая есть. Действительно, в переписях 1772, 1773, 1776г. Усенковых нет. Но, на Урале был Иван Усенок, что видно из письма уральских казаков из хивинского плена 1723г. Я склонен предполагать, что это мой предок. Усовых было много, это другая фамилия. А мы Усенковы, в простанородье, до сих пор Усенки: "вон Усенок пошел". Усенок легко трансформируется в Усенков и обратно, а Усов - нет.

Калёновец: Андрей Усенков пишет: Усенок легко трансформируется в Усенков и обратно, а Усов - нет. Согласен с Вами! Но, имя Андреан довольно редкое на Урале. Обычно были Андреи, а в вашем случае целый Андреан! Возможно, Андреана Усенкова по ошибке записали Усовым, а может быть и неслучайно.

Андрей Усенков: Спасибо, Каленовец! Я думал, что Андрей и Андриан это одно и то же имя. Хотя, в последней переписи "послушных" казаков, добытой Уважаемым Андреем Птицыным, обратил внимание, что много было именно Андреев. Что не случайно мог быть записан, как Усов, так понимаю, намекаете, чтобы уйти от ответственности? Перепись 1773г. это же "непослушные" казаки. Что ж, как одну из рабочих версий можно принять. Логика есть

Калёновец: Андрей Усенков пишет: Перепись 1773г. это же "непослушные" казаки. Что ж, как одну из рабочих версий можно принять. Логика есть Перепись 1772 г. - непослушные казаки. Хотя, с какой стороны посмотреть. Многие из того списка были даже очень "послушными". Вы не один такой "счастливый", что не можете своих предков в Списке имянном 1765/1773 гг. отыскать. У меня такая же проблема, только по именам (редко по отчествам) определяю какую фамилию им записали тогда писари.

Калёновец: Андрей Усенков пишет: По Усенкову Сергею Яковлевичу больше всего информации и много вопросов. Сменная команда 1 УКП, наряда 1896 г.: 1894 г. п. Сергей Яковлев Усенков - Чаган. ст., Кушум. п. (Пр. № 53 П. 2 - 1896).

Андрей Усенков: Каленовец, спасибо! Почему-то не увидел Ваше сообщение ранее.

Андрей Усенков: Добрый день! Уважаемые форумчане, мое исследование по Усенковым "забуксовало". Прошу помочь-подтолкнуть, кто сможет. Потерял своих во времени и пространстве 19 века Итак, по исповедным ведомостям 1909 года в Кушуме проживали казаки Усенков Яков Меркурьевич 1834 г.р. и его сын Усенков Сергей Яковлевич 1874 г.р. с семьей. По информации Уважаемого Каленовца: "Сменная команда 1 УКП, наряда 1896 г.: 1894 г. п. Сергей Яковлев Усенков - Чаган. ст., Кушум. п. (Пр. № 53 П. 2 - 1896)". Следовательно, в 1896 году, как минимум, один из интересующих Усенковых проживал в Кушуме. Возлагал большие надежды на найденные в Яндекс-архиве "Духовные росписи и исповедные ведомости Спасо-Преображенской церкви станицы Бударинская, Николаевской церкви станицы Чаганская, Николаевской церкви селения Горячинское, Казанско-Богородицкой церкви селения Кожехаровское, Благовещенской церкви селения Круглоозёрное, Преображенской церкви селения Кушумское, Николаевской церкви селения Янайское Уральской области за 1883 г." https://yandex.ru/archive/catalog/f78d7e98-a573-4309-bd99-202eb204905a/152 Все прошерстил, все поселки, не нашел моих. Следовательно, делаю вывод, что в 1883 году Усенков Яков Меркурьевич 1834 г.р. и его сын Усенков Сергей Яковлевич 1874 г.р. проживали в другом населенном пункте. В версию, что до 1909 года были старообрядцами и не ходили на исповедь слабо верится, т.к. еще в конце 18 века Усенковы были прихожанами Уральского собора. По переписям 1817 и 1834 годов Усенковы жили в Уральске. Хотя, место жительства прямого предка Усенкова Меркурия Васильевича 1802 г.р. я так и не установил Имеем временной разрыв: В 1834 году Усенковы проживали в Уральске (Усенков Меркурий Васильевич 1802 г.р., возможно в это время был на службе, поэтому не попал в перепись). В 1896 году Усенковы проживали в Кушуме. Мне бы хоть какую-то зацепку по месту жительства Усенковых. Может кому-то встретится информация по месту жительства интересующих Усенковых в период с 1834 по 1896 годы. Прошу поделиться. Буду очень признателен.

Андрей Усенков: И вопросы к знатокам, ответы на которые могут мне помочь, да и другим форумчанам могут быть полезны. Уважаемый Шеврон, Вы точно знаете. Говорим про 19 век. Я вижу так. Казак служил. Был приписан к конкретной станице (населенному пункту), где проживал с семьей. Вариант 1 (если он был возможен): Казак принял решение о переезде в другой населенный пункт. Он пишет рапорт о переезде? Переезд (перевод) казака в другой населенный пункт оформляется приказом? Сохранились ли эти документы? Конечно, нужно еще учитывать статус казака (служащий, отставной ...) Вариант 2: Казака по служебной необходимости переводят в новый населенный пункт. Например, создание нового форпоста или недостаток казаков в конкретном месте. Оформляется приказом? Сохранились ли эти документы? P.S.: Прошу создать отдельную тему: Перевод, переезд казаков в пределах Уральского казачьего войска. Не нашел на форуме.

Андрей Усенков: Нашел на Яндекс-архиве сведения о Усенкове Филарете Яковлевиче 1861 года рождения. В Метрической записи о родившихся Покровской церкви города Астрахани в 1908 году. Он записан восприемником у дочери крестьянина Морозова. https://yandex.ru/archive/catalog/031c9c08-5825-42d3-82ff-167ba4866eb7/274?text=Усенков+Павел+1908&snippet=Священник+Александр+Поспелов.+Диакон+%5C007%5BПавел%5C007%5D+Вознесенский.+25.+Имена+родившихся.+Пазак+Уричьевского+Казачьй+го+войска+1-й+сралости+станцы+до+села+ларит+Яколев+%5C007%5BУсенков%5C007%5D+казанской... На фото Филарет Яковлевич сидит справа под №3, одет в пиджак, жилет, брюки, ботинки. https://i.postimg.cc/GhLT1RZp/1905-1913.jpg Скажите, на фото Филарет Яковлевич по одежде похож на приказчика или торгового человека г. Уральска начала 20 века? Что потомственного уральского казака могло связывать с крестьянином в г. Астрахани? Интуиция мне подсказывает, что торговля. В 1908 году он уже был в отставке. Мог казак после отставки заниматься торговлей? Были прецеденты?

Андрей Усенков: Совет всем форумчанам (не продвинутым пользователям, к коим и я себя отношу) из личного опыта. При использовании Яндекс-архива в поисковую строку вбивайте не только интересующий Вас населенный пункт или интересующие Вас фамилию и населенный пункт. Вбивайте интересующую фамилию, имя и внимательно просматривайте результаты поиска. Результаты могут Вас порадовать, как, например, меня в вышеописанном случае с Усенковым Филаретом, информацию о котором (неожиданно для меня) я нашел по г. Астрахани. Всем удачи в поисках своих корней!

Калёновец: Андрей Усенков пишет: Скажите, на фото Филарет Яковлевич по одежде похож на приказчика или торгового человека г. Уральска начала 20 века? Мог и не быть ни прикащиком, ни торговым казаком, а договариваться насчет поставок рыбы от своего общества (например, станицы или поселка). Через Астрахань шёл большой поток рыбы из УКВ в Россию. Даже в годы гражданской войны шли поставки рыбы из Гурьева в "красную"Москву.

Андрей Усенков: Спасибо, Николай! Как вариант

Андрей Усенков: В метриках 1902 и 1910 годов г. Астрахани Филарет Яковлевич также восприемник у крестьянских детей. Интересно. Возможно он жил в Астрахани после отставки или бывал там по делам. Но почему казак в восприемниках у крестьянских детей?

Калёновец: Андрей Усенков пишет: Возможно он жил в Астрахани после отставки или бывал там по делам. Но почему казак в восприемниках у крестьянских детей? Возможно, бывал по делам и останавливался у священника или диакона этого храма. Не обязательно присутствовал у купели, а давал согласие записаться восприемником. В МК попадаются случаи, когда восприемником записан священник или диакон. Видимо. из - за отсутствия таковых у родителей младенца, брали со стороны или сами себя записывали в МК. Короче, бюрократия и тогда была...

Андрей Усенков: Тоже интересная версия. Но дважды с разрывом по времени он был восприемником у детей крестьянина Морозова. Так что, видимо их что-то связывало. Я еще подумал, может быть было как сейчас: у девочки присутствие крестного или у мальчика присутствие кресной не обязательно, просто называли кто будет, записывали в метрику и крестили без их участия. Хотя раньше все было строже. Даже сейчас согласие крестных спрашивают по сотовому



полная версия страницы