Форум » Персоналии досоветского периода » Кабаев - религиозный символ Уральского казачьего войска » Ответить

Кабаев - религиозный символ Уральского казачьего войска

vl-vl: Кабаев Мокий Алексеевич.'

Ответов - 14

Палыч с Обчего: Мне кажется,первым делом,нужно документально уточнить дату рождения нашего героя. Что касается конкретных сведений,то у меня только один документ(УВВ №24 за 1892 год).Это список нижних чинов прибыших на льготу из №2 Укп. Вот эта строчка:Мокий Алексеев Кобаев Теплого п.

Путник: Набрел в интернете на очень интересную работу как раз в тему. Виталий Бородин из Оренбурга, судя по всему большой умелец, создал диораму "Перед атакой. 1918 г.", на которой изображен Мокий Кабаев, благославляющий казаков перед боем, и, собственно, сами казаки (источник - http://www.diorama.ru/gallery/dioramas/2758/) Выкладываю фотографии этой диорамы. Судя по комментариям, размещенном на том же сайте, есть некоторые неточности в изображении амуниции, но это уже детали для историков. На мой взгляд, задумка была в первую очередь передать образ и это получилось.

Путник:

Путник: Также привожу текст, размещенный Виталием под фотографиями своей работы (http://www.diorama.ru/gallery/dioramas/2758/). М.А.Кабаев в 1918г, состоя на должности священника 1-го Уральского казачьего полка, перед сражением объезжал казачьи сотни, вдохновлял их Божьим словом и водил в атаки. Вот информация из уральской "Книги Скорби": Кабаев Макей Александрович. Родился в 1839г. в Уральской области, русский. Арестован 14 июля 1921г., на день ареста являлся священником. Осужден Уральской губернской ЧК 17 ноября 1921г. Реабилитирован постановлением Прокуратуры по Западно-Казахстанской области от 10 декабря 1999г. Интересно сравнить описание Макея Кабаева у казаков и у красных. Из очерка Бориса Николаевича Кирова "Крестоносец". "...Передо мной на великолепном белом коне, сидел небольшого роста старик. Одет он был в белый китель, синие с малиновыми лампасами шаровары и большие сапоги. Голова его была не покрыта, и его длинные, цвета пепла, седые волосы были перевязаны черной лентой, и только концы их слегка трепал свежий весенний ветер. На груди у него, на массивной цепи висели серебряный восьмиконечный крест и большая икона. Его чуть сутоловатая фигурв говорила о том, что он сильно устал, и, несмотря на то, что он еще бодро сидел в седле, весь вид его не напоминал воина. Его морщинистое лицо, окаймленное серой седой бородой, на первый взгляд, не представляло ничего особенного, и только серые глаза были интересны. В них светились бесконечная доброта, любовь и наивность, но в них не было энергии и решительности вождя. И, глядя в эти глаза, я понял, что только его доброта, любовь и вера заставляют казаков верить ему и идти на смерть..." Из статьи "День взятия Уральска", газета "Красный Урал" 17 - 24 января 1923г. "...Часов в 11 по Советской улице тянулась к окопам престраннейшая процессия, напоминавшая средневековье. Во главе процессии ехали длинные казачьи санки, в которых можно помещаться одному. В задках сидел старик, похожий на сказочного колдуна. Весь седой, волосы на голове всколочены, борода покрывшая все лицо перепутана и спускалась прядями, на груди висела икона, в обеих руках он держал по кресту, которыми благославлял публику, тянувшуюся уже вон из города, причем кричал: "Куда вы, куда? Назад в окопы нужно!". Это был старик Кабаев, известный изувер. Позади его санок в два ряда верхами, шел взвод казаков в полном вооружении. У каждого была пика, на конце которой прикреплена икона. И взвод распевал: "Заступница усердная"..." Авторская работа. Литье, олово, протокаст, акрил.

Путник: Как принято считать, Мокий Алексеевич Кабаев родился в 1839 году. Следовательно в известных нам переписях УКВ следует искать его отца. На 1834 год есть всего два Алексея Кабаева, проживающих на Богатском хуторе Скворкинской станицы. Оба родные брата, одному – 25, второму – 12. Через 5 лет, на 1839 году одному – 30, второму 19. Так что, любой из них может приходится Мокию отцом. Однако, важно, что оба они из одного населенного пункта. На сайте http://lists.memo.ru/d14/f449.htm Макей Кабаев значится как Александрович, но по переписи 1834 года Александров Кабаев нет. Значит, скорее всего на этом сайте ошибка. На момент рождения Мокия в 1839 году ближайшая церковь была в Бударинском форпосте – Спасо-Преображенская церковь (единоверческая, открыта по одним данным в 1838, по другим же в 1835). Архив этой церкви собран в фонде Ф. И-701 (1835-1915 гг.) в ЦГА (Алма-Ата). 2. По общеизвестной биографии старца во взрослом возрасте он со своей семьей жил в поселке Теплом Красноуметской станицы. По данным на 1888 год в Красновской станице было 2 церкви: в Озерновском поселке и собственно в Красновском поселке. Красновский поселок находится значительно ближе к Теплому, и, очень вероятно, жители Теплого посещали Вознесенскую единоверческую церковь, что в Красновском поселке. Архив Вознесенской единоверческой церкви Красноуметского поселка имеется в фонде И-670 (1842-1881) ЦГА (Алма-Ата). Уважаемые форумчане, поправьте либо дополните эти сведения, если необходимо.

Калёновец: Палыч с Обчего пишет: Мне кажется,первым делом,нужно документально уточнить дату рождения нашего героя. Что касается конкретных сведений,то у меня только один документ(УВВ №24 за 1892 год).Это список нижних чинов прибыших на льготу из №2 Укп. Вот эта строчка:Мокий Алексеев Кобаев Теплого п. Полностью согласен с Палычем с Общего. Прежде, чем объявлять Мокия Кабаева религиозным символом, необходимо уточнить его религиозную принадлежность. Уральское казачье войско, как известно, было многоконфессиональным, и все уральские казаки особо почитали св. Николая угодника, Михаила Архангела и Георгия Победоносца. Других общих символов я не знаю. Если Мокий Кабаев был старообрядцем, то надо уточнить какого он был толка или согласия.

Калёновец: Калёновец пишет: Если Мокий Кабаев был старообрядцем, то надо уточнить какого он был толка или согласия. На принадлежность семьи Мокия Кабаева к старообрядцам свидетельствует тот факт, что многие его родственники были высланы в Туркестанский край в 1875 году. Например, из Богатского форп. отправились в ссылку: Иван Андр. и Афонасий Алекс. Кабаевы (УВВ № 31, 1875); Савелий Ив. Кабаев (УВВ № 34, 1875); Мирон Алекс. Кабаев (УВВ № 35, 1875); Мануил Алекс. Кабаев (УВВ № 39, 1875). Из Трёкинской стан.: Аким Макс. Кабаев (УВВ № 34, 1875); Макей Андр. Кабаев (УВВ № 39, 1875); Фокей Ст. Кабаев (УВВ № 45, 1875). Из Гниловского хут. Андрей Ст. и Петр Андр. Кабаевы (УВВ № 5, 1876). Однако, во второй половине 1881 года, часть его родственников возвратилась в УКВ: Савелий Ив. Кабаев - в Скворкинскую ст., в отставной разряд (УВВ № 35, 1881); Мануил Алексеев Кабаев - туда же, в полевой разряд (УВВ № 37, 1881); Макей Андреев Кабаев - в Трекинскую ст., в ч. - отставной разряд (УВВ № 39, 1881).

Путник: А восьмиконечный крест, упоминаемый современниками, не говорит о том, что Мокий Кабаев был старовером?

Куренской: Калёновец пишет: На принадлежность семьи Мокия Кабаева к старообрядцам свидетельствует тот факт, что многие его родственники были высланы в Туркестанский край в 1875 году. Возможно, его семья была старообрядческой. Но высылали не только старообрядцев, единоверцев среди них тоже было немало.

Куренской: Путник пишет: А восьмиконечный крест, упоминаемый современниками, не говорит о том, что Мокий Кабаев был старовером? Все единоверческие священники тоже носили восьмиконечный крест. Но упоминаний о том, что Кабаев был единоверцем, я нигде на встречал. Кстати, многие православные священники в Уральске, вплоть до середины 20-го века , носили восьмиконечные кресты. Во всяком случае, на фото, кресты именно такие.

Калёновец: Куренской пишет: Все единоверческие священники тоже носили восьмиконечный крест. Так, единоверцы те же старообрядцы, только подчинявшиеся Православной Епархии. Если Мокий Кабаев был "дедушка", т. е. начетчик старообрядческой общины, то надо установить к какому "толку" она относилась. Обычно, в посёлках помимо единоверческого прихода было 2 - 3 "раскольничьих". Наиболее известными были "часовенные". В 1917 году старообрядцы всех мастей попытались объединиться и даже создали в Покровском монастыре Старообрядческий Исполнительный Комитет, во главе с Мурашкиным. В то время из 160 тыс. казаков было 70 тыс. старообрядцев и 90 тыс. нестарообрядцев (ЯВ № 79, 1917 г.).

Калёновец: В Метрической книге Дарьинского посёлка 1904 года, в разделе "Об умерших" обнаружилась следующая запись: "№ 40 30/31 Декабря 1904 года Жена казака Галицинского пос. Уральской области Клавдия Полиектова Кобаева; 18 лет; от воспаления легких. Исповедовал и отпевал при погребении на местном кладбище священник Арефий Резников (ГА ЗКО, ф. 237, оп. 1, д. 20, св. 10, л. 192). Голицинский посёлок - это бывший Вшивский, где проживал в 1869 году отставной казак Алексей Андрианович Кабаев. Других упоминаний по Кабаевым в Метрических книгах Дарьинского и Красноуметского п. за 1904 - 1905 гг. - не обнаружено. Присоединение к Православной церкви в этих посёлках было из "Австрийской секты", а также из беспоповской и беглоповской сект.

Путник: Еще один штрих к территориально-религиозному контексту жития старца Кабаева: В Бударинском поселке была не только единоверческая церковь, но и раскольничий скит. В 1863 году этот скит "перекрестили" в единоверческий, а в 1879 и вовсе ликвидировали. Соответственно на момент рождения и взросления Мокия Кабаева скит это действовал. Близость раскольничьего скита могла оказать свое влияние на вероисповедание семьи Кабаевых и, в частности, на Мокия Кабаева. Вкупе с тем фактом, что немало Кабаевых было выслано в Туркестан, это еще один небольшой, но все же уклон в сторону того, что Мокий был старообрядцем, нежели чем единоверцем.

Калёновец: Путник пишет: Вкупе с тем фактом, что немало Кабаевых было выслано в Туркестан, это еще один небольшой, но все же уклон в сторону того, что Мокий был старообрядцем, нежели чем единоверцем. Уважаемый Путник! Согласен с Вашим мнением, если бы Кабаевы были единоверцы, то в Метрических книгах можно было найти записи о них. Пока никого, кроме одной умершей невестки, не обнаружено, хотя эта фамилия присутствовала во многих посёлках УКВ.



полная версия страницы