Форум » Персоналии досоветского периода » Кабаев - религиозный символ Уральского казачьего войска » Ответить

Кабаев - религиозный символ Уральского казачьего войска

vl-vl: Кабаев Мокий Алексеевич.'

Ответов - 18

Палыч с Обчего: Мне кажется,первым делом,нужно документально уточнить дату рождения нашего героя. Что касается конкретных сведений,то у меня только один документ(УВВ №24 за 1892 год).Это список нижних чинов прибыших на льготу из №2 Укп. Вот эта строчка:Мокий Алексеев Кобаев Теплого п.

Путник: Набрел в интернете на очень интересную работу как раз в тему. Виталий Бородин из Оренбурга, судя по всему большой умелец, создал диораму "Перед атакой. 1918 г.", на которой изображен Мокий Кабаев, благославляющий казаков перед боем, и, собственно, сами казаки (источник - http://www.diorama.ru/gallery/dioramas/2758/) Выкладываю фотографии этой диорамы. Судя по комментариям, размещенном на том же сайте, есть некоторые неточности в изображении амуниции, но это уже детали для историков. На мой взгляд, задумка была в первую очередь передать образ и это получилось.

Путник:

Путник: Также привожу текст, размещенный Виталием под фотографиями своей работы (http://www.diorama.ru/gallery/dioramas/2758/). М.А.Кабаев в 1918г, состоя на должности священника 1-го Уральского казачьего полка, перед сражением объезжал казачьи сотни, вдохновлял их Божьим словом и водил в атаки. Вот информация из уральской "Книги Скорби": Кабаев Макей Александрович. Родился в 1839г. в Уральской области, русский. Арестован 14 июля 1921г., на день ареста являлся священником. Осужден Уральской губернской ЧК 17 ноября 1921г. Реабилитирован постановлением Прокуратуры по Западно-Казахстанской области от 10 декабря 1999г. Интересно сравнить описание Макея Кабаева у казаков и у красных. Из очерка Бориса Николаевича Кирова "Крестоносец". "...Передо мной на великолепном белом коне, сидел небольшого роста старик. Одет он был в белый китель, синие с малиновыми лампасами шаровары и большие сапоги. Голова его была не покрыта, и его длинные, цвета пепла, седые волосы были перевязаны черной лентой, и только концы их слегка трепал свежий весенний ветер. На груди у него, на массивной цепи висели серебряный восьмиконечный крест и большая икона. Его чуть сутоловатая фигурв говорила о том, что он сильно устал, и, несмотря на то, что он еще бодро сидел в седле, весь вид его не напоминал воина. Его морщинистое лицо, окаймленное серой седой бородой, на первый взгляд, не представляло ничего особенного, и только серые глаза были интересны. В них светились бесконечная доброта, любовь и наивность, но в них не было энергии и решительности вождя. И, глядя в эти глаза, я понял, что только его доброта, любовь и вера заставляют казаков верить ему и идти на смерть..." Из статьи "День взятия Уральска", газета "Красный Урал" 17 - 24 января 1923г. "...Часов в 11 по Советской улице тянулась к окопам престраннейшая процессия, напоминавшая средневековье. Во главе процессии ехали длинные казачьи санки, в которых можно помещаться одному. В задках сидел старик, похожий на сказочного колдуна. Весь седой, волосы на голове всколочены, борода покрывшая все лицо перепутана и спускалась прядями, на груди висела икона, в обеих руках он держал по кресту, которыми благославлял публику, тянувшуюся уже вон из города, причем кричал: "Куда вы, куда? Назад в окопы нужно!". Это был старик Кабаев, известный изувер. Позади его санок в два ряда верхами, шел взвод казаков в полном вооружении. У каждого была пика, на конце которой прикреплена икона. И взвод распевал: "Заступница усердная"..." Авторская работа. Литье, олово, протокаст, акрил.

Путник: Как принято считать, Мокий Алексеевич Кабаев родился в 1839 году. Следовательно в известных нам переписях УКВ следует искать его отца. На 1834 год есть всего два Алексея Кабаева, проживающих на Богатском хуторе Скворкинской станицы. Оба родные брата, одному – 25, второму – 12. Через 5 лет, на 1839 году одному – 30, второму 19. Так что, любой из них может приходится Мокию отцом. Однако, важно, что оба они из одного населенного пункта. На сайте http://lists.memo.ru/d14/f449.htm Макей Кабаев значится как Александрович, но по переписи 1834 года Александров Кабаев нет. Значит, скорее всего на этом сайте ошибка. На момент рождения Мокия в 1839 году ближайшая церковь была в Бударинском форпосте – Спасо-Преображенская церковь (единоверческая, открыта по одним данным в 1838, по другим же в 1835). Архив этой церкви собран в фонде Ф. И-701 (1835-1915 гг.) в ЦГА (Алма-Ата). 2. По общеизвестной биографии старца во взрослом возрасте он со своей семьей жил в поселке Теплом Красноуметской станицы. По данным на 1888 год в Красновской станице было 2 церкви: в Озерновском поселке и собственно в Красновском поселке. Красновский поселок находится значительно ближе к Теплому, и, очень вероятно, жители Теплого посещали Вознесенскую единоверческую церковь, что в Красновском поселке. Архив Вознесенской единоверческой церкви Красноуметского поселка имеется в фонде И-670 (1842-1881) ЦГА (Алма-Ата). Уважаемые форумчане, поправьте либо дополните эти сведения, если необходимо.

Калёновец: Палыч с Обчего пишет: Мне кажется,первым делом,нужно документально уточнить дату рождения нашего героя. Что касается конкретных сведений,то у меня только один документ(УВВ №24 за 1892 год).Это список нижних чинов прибыших на льготу из №2 Укп. Вот эта строчка:Мокий Алексеев Кобаев Теплого п. Полностью согласен с Палычем с Общего. Прежде, чем объявлять Мокия Кабаева религиозным символом, необходимо уточнить его религиозную принадлежность. Уральское казачье войско, как известно, было многоконфессиональным, и все уральские казаки особо почитали св. Николая угодника, Михаила Архангела и Георгия Победоносца. Других общих символов я не знаю. Если Мокий Кабаев был старообрядцем, то надо уточнить какого он был толка или согласия.

Калёновец: Калёновец пишет: Если Мокий Кабаев был старообрядцем, то надо уточнить какого он был толка или согласия. На принадлежность семьи Мокия Кабаева к старообрядцам свидетельствует тот факт, что многие его родственники были высланы в Туркестанский край в 1875 году. Например, из Богатского форп. отправились в ссылку: Иван Андр. и Афонасий Алекс. Кабаевы (УВВ № 31, 1875); Савелий Ив. Кабаев (УВВ № 34, 1875); Мирон Алекс. Кабаев (УВВ № 35, 1875); Мануил Алекс. Кабаев (УВВ № 39, 1875). Из Трёкинской стан.: Аким Макс. Кабаев (УВВ № 34, 1875); Макей Андр. Кабаев (УВВ № 39, 1875); Фокей Ст. Кабаев (УВВ № 45, 1875). Из Гниловского хут. Андрей Ст. и Петр Андр. Кабаевы (УВВ № 5, 1876). Однако, во второй половине 1881 года, часть его родственников возвратилась в УКВ: Савелий Ив. Кабаев - в Скворкинскую ст., в отставной разряд (УВВ № 35, 1881); Мануил Алексеев Кабаев - туда же, в полевой разряд (УВВ № 37, 1881); Макей Андреев Кабаев - в Трекинскую ст., в ч. - отставной разряд (УВВ № 39, 1881).

Путник: А восьмиконечный крест, упоминаемый современниками, не говорит о том, что Мокий Кабаев был старовером?

Куренской: Калёновец пишет: На принадлежность семьи Мокия Кабаева к старообрядцам свидетельствует тот факт, что многие его родственники были высланы в Туркестанский край в 1875 году. Возможно, его семья была старообрядческой. Но высылали не только старообрядцев, единоверцев среди них тоже было немало.

Куренской: Путник пишет: А восьмиконечный крест, упоминаемый современниками, не говорит о том, что Мокий Кабаев был старовером? Все единоверческие священники тоже носили восьмиконечный крест. Но упоминаний о том, что Кабаев был единоверцем, я нигде на встречал. Кстати, многие православные священники в Уральске, вплоть до середины 20-го века , носили восьмиконечные кресты. Во всяком случае, на фото, кресты именно такие.

Калёновец: Куренской пишет: Все единоверческие священники тоже носили восьмиконечный крест. Так, единоверцы те же старообрядцы, только подчинявшиеся Православной Епархии. Если Мокий Кабаев был "дедушка", т. е. начетчик старообрядческой общины, то надо установить к какому "толку" она относилась. Обычно, в посёлках помимо единоверческого прихода было 2 - 3 "раскольничьих". Наиболее известными были "часовенные". В 1917 году старообрядцы всех мастей попытались объединиться и даже создали в Покровском монастыре Старообрядческий Исполнительный Комитет, во главе с Мурашкиным. В то время из 160 тыс. казаков было 70 тыс. старообрядцев и 90 тыс. нестарообрядцев (ЯВ № 79, 1917 г.).

Калёновец: В Метрической книге Дарьинского посёлка 1904 года, в разделе "Об умерших" обнаружилась следующая запись: "№ 40 30/31 Декабря 1904 года Жена казака Галицинского пос. Уральской области Клавдия Полиектова Кобаева; 18 лет; от воспаления легких. Исповедовал и отпевал при погребении на местном кладбище священник Арефий Резников (ГА ЗКО, ф. 237, оп. 1, д. 20, св. 10, л. 192). Голицинский посёлок - это бывший Вшивский, где проживал в 1869 году отставной казак Алексей Андрианович Кабаев. Других упоминаний по Кабаевым в Метрических книгах Дарьинского и Красноуметского п. за 1904 - 1905 гг. - не обнаружено. Присоединение к Православной церкви в этих посёлках было из "Австрийской секты", а также из беспоповской и беглоповской сект.

Путник: Еще один штрих к территориально-религиозному контексту жития старца Кабаева: В Бударинском поселке была не только единоверческая церковь, но и раскольничий скит. В 1863 году этот скит "перекрестили" в единоверческий, а в 1879 и вовсе ликвидировали. Соответственно на момент рождения и взросления Мокия Кабаева скит это действовал. Близость раскольничьего скита могла оказать свое влияние на вероисповедание семьи Кабаевых и, в частности, на Мокия Кабаева. Вкупе с тем фактом, что немало Кабаевых было выслано в Туркестан, это еще один небольшой, но все же уклон в сторону того, что Мокий был старообрядцем, нежели чем единоверцем.

Калёновец: Путник пишет: Вкупе с тем фактом, что немало Кабаевых было выслано в Туркестан, это еще один небольшой, но все же уклон в сторону того, что Мокий был старообрядцем, нежели чем единоверцем. Уважаемый Путник! Согласен с Вашим мнением, если бы Кабаевы были единоверцы, то в Метрических книгах можно было найти записи о них. Пока никого, кроме одной умершей невестки, не обнаружено, хотя эта фамилия присутствовала во многих посёлках УКВ.

Калёновец: vl-vl пишет: Кабаев Мокий Алексеевич.' Вероятно, речь идёт об отце Мокия Кабаева. Пр. УКВ от 30 сентября 1874 г. № 507 По конфирмации приговора военного суда над Уральскими казаками, оказавшимися виновными в неповиновении установленным властям, при введении нового положения. ... Алексей Кабаев и др. - В места Сибири не столь отдаленные, по лишении всех прав состояния (УВВ № 39, 1874).

Шеврон: Калёновец пишет: Вероятно, речь идёт об отце Мокия Кабаева. Пр. УКВ от 30 сентября 1874 г. № 507 По конфирмации приговора военного суда над Уральскими казаками, оказавшимися виновными в неповиновении установленным властям, при введении нового положения. ... Алексей Кабаев и др. - В места Сибири не столь отдаленные, по лишении всех прав состояния (УВВ № 39, 1874). Если из Тепловского поселка, то скорее всего, он.

Калёновец: Т. И. Ефремова в своей книге "Уходцы" приводит отрывок из письма Н. А. Крыжановского наказныму атаману УКВ Н. А. Веревкину от 7 ноября 1874 г. (ГАОО, ф. 6, оп. 13, д. 4020, л. 7): "... большая их часть есть панургово стадо, идущее всегда за всяким говоруном. Уничтожьте главных зачинщиков и подстрекателей - и панургово стадо будет повиноваться. В этом деле успех зависит тоже и исключительно не от количества, а от качества арестаций". Судя по всему, Алексей Кабаев был из числа "говорунов", которые подстрекали казаков на неповиновение принятию нового положения. Таких казаков называли, ещё, "коноводами". Вероятно, Мокий Алексеевич Кабаев унаследовал от отца способность влиять на сознание и поведение "панургова стада". Т. е. обладал "природным" даром вожака.

Калёновец: Панургово стадо - выражение, обозначающее группу людей, которая слепо подчиняется своему лидеру, копируя его поведение или повинуясь его воле. При этом такая покорность может приводить к самым печальным последствиям (Википедия).



полная версия страницы