Форум » Персоналии досоветского периода » Моторный Владимир Иванович » Ответить

Моторный Владимир Иванович

Александръ: Моторный Владимир Иванович Родился 22 февраля 1883 года. Из дворян Полтавской губернии, сын генерала. Уроженец Казани. Окончил 3-й Московский кадетский корпус и Михайловское арт. училище (1904). В службу вступил 31.08.1901. Из училища выпущен подпоручиком (ст. 21.05.1904) в 30-ю арт. бригаду. Позже служил в 1-й гренад. арт. бригаде. Участник русско-японской войны 1904-05. Поручик (ст. 10.08.1906). Штабс-Капитан (ст. 10.08.1910). Окончил Императорскую Николаевскую военную академию (1912; по 1-му разряду). По выпуску из академии приказом по генштабу №27 прикомандирован к 2-му гренад. Ростовскому полку на 1 г. для командования ротой. Участник мировой войны. Капитан (ст. 10.08.1912). Помощник ст. адъютанта отделения ген-кварт. штаба 5-й армии (2 мес.). Помощник ст. адъютанта отделения ген-кварт. штаба 12-й армии (3,5 мес.). Ст. адьютант штаба 14-й кав. дивизии (6 мес.). И.д. помощника ст. адъютанта отделения ген-кварт. штаба 6-й армии (с 01.11.1915; 5 мес.). Ст. адьютант отделения ген-кварт. штаба 6-й армии (с 24.03.1916; 1 г. 2 мес.). Подполковник (пр. 15.08.1916; ст. 06.12.1915). И.д. начальника штаба Уральской казачьей дивизии (с 02.06.1917 до демобилизации). На 10.1917 начальник штаба Уральского казачьего войска. Участвовал в борьбе с большевиками в составе Уральской отдельной армии, летом 1918 — начальник штаба Шиповского фронта и группы войск, полковник. Начальник штаба Уральской отдельной армии (с 18.03.1919 по апрель 1920). Отступал в 03.1920 из форта Александровского с атаманом B.C. Толстовым. 18.04.1920 во главе отряда из 34 офицеров отделился от основной группы и решил из Киндерли двигаться на юг лодками вдоль берега Каспийского моря. Взят в плен. До конца 1920 находился в заключении в Бутырской тюрьме (Москва), затем был освобожден и направлен на преподавательскую работу в РККА. С 22.09.1920 возглавлял издательский отдел ГУВУЗ Всероглавштаба. С 08.10.1920 ученый секретарь Малого Академического Совета. В 20-е годы преподавал в академии ВВС и институте народного хозяйства имени Плеханова. Арестован по делу «Весна» 17.01.1931, сознался в том, что являлся руководителем якобы готовящегося контрреволюционного восстания в Москве. Осужден к ВМН 10.05.1931. Расстрелян. Источники : Каминский В.В. Брат против брата: офицеры генштабисты в 1917-1920 годах. ВИ, 2003, №11 Тинченко Я. Голгофа русского офицерства в СССР 1930-1931 годы. М. 2000 Е.В. Волков, Н.Д. Егоров, И.В. Купцов Белые генералы Восточного фронта Гражданской войны. М. Русский путь, 2003 Список лиц с высшим общим военным образованием состоящих на службе в РККА по данным на 01.03.1923. М. 1923. Список Генерального штаба. Исправлен на 01.06.1914. Петроград, 1914 Список Генерального штаба. Исправлен на 01.01.1916. Петроград, 1916 Список Генерального штаба. Исправлен на 03.01.1917. Петроград, 1917

Ответов - 52, стр: 1 2 3 All

Шеврон: Интересно, что на своем допросе командир 2-го Илецкого конного казачьего корпуса ген.-лейтенант В.И. Акутин дает следующую характеристику генерала Моторного: "...выдающаяся по энергии и распорядительности личность". По воспоминаниям С.А.Щепихина, в начале войны с большевиками на Урале, подполковник Моторный был "забракован" Войсковым съездом во главе с Фомичевым на назначение на какую-либо должность, так как был "не казак". Несмотря на то, что был один из немногих генштабистов в то время в Войске.

vl-vl: Шеврон пишет: был "забракован" Войсковым съездом во главе с Фомичевым на назначение на какую-либо должность, так как был "не казак". Несмотря на то, что был один из немногих генштабистов в то время в Войске

туранцев: В РГВИА, Ф.339, д.127 сохранился послужной список за 1904 г.: "Подпоручик Владимир Иванович Моторный, младший офицер, родился 22 февраля 1883 г. Сын Полковника. Уроженец г.Казани. Православный. Воспитывался в 3-м Московском кадетском корпусе и Михайловском артиллерийском училище. В службу вступил в Михайловское артиллерийское училище юнкером 31 августа 1901 г. Произведен в унтер-офицерское звание 17 мая 1902 г. Портупей-юнкером с 13 мая 1903 г. По окончании 3-летнего курса наук Михайловского артиллерийского училища Высочайшим приказом произведен в подпоручики с назначением на службу в 30-ю артиллерийскую бригаду 1904 г. 21 мая со старшинством с 10 авг.1902 г.

StanLey777: Необходимо учитывать и тот факт, что у Моторного Владимира Ивановича был старший брат Виктор Иванович, бывший полковник царской армии, который изначально добровольно перешёл на службу в РККА, был включен в списки Генштаба РККА и занимал различные ответственные должности в Всероглавштабе. Он принимал участие в его судьбе после приезда Владимира Ивановича в Москву и оказал содействие устройству брата на преподавательскую должность, а затем в издательский отдел ГУВУЗА Всероглавштаба РККА. По делу "Весна", старший брат Владимира Моторного также был арестован (29 января 1931 года) , в ходе следствия виновным себя признал. Был осужден 10 мая 1931 к высшей мере социальной защиты, однако впоследствии приговор ему был изменён на 10 лет ИТЛ. Срок отсидел до конца, скончался в ссылке 19 апреля 1949 года.

StanLey777: Киев-1Уральский пишет: Показания Моторного Владимира Ивановича, 29.02.31 г. ....В начале января, после ряда боев на Бузулукском направлении (я в них не участвовал) и удара на Шиповском направлении, Уральск был занят Красными войсками.... ....К этому периоду относится образование Правительством армии. Командующим армией был назначен ген. Савельев (умер), нач. штаба я, генерал-квартирмейстером ген. Еремин (умер) и Дежурным Генералом полк. Семенов (умер). .... Моторный В.И. в своих показаниях неточен. 1) по его показаниям получается, что армия образована в период, близкий к падению Уральска (январь 1919 г.), но это совершенно не так, армия уже существовала. 1) Генерал Савельев Н.А. , на указанную дату был ещё жив и находился в эмиграции в Китае. 2) При назначении Савельева командующим Уральской отдельной армии, Моторный не являлся начальником штаба армии, а стал таковым позднее (начальником штаба армии, в период командования Савельева, был полковник Колпаков Н.А.), да и генерал Ерёмин А.М. назначен генерал-квартирмейстером позже.

Шеврон: StanLey777 пишет: 1) Генерал Савельев Н.А. , на указанную дату был ещё жив и находился в эмиграции в Китае. Тоже хотел Вам об этом написать. Откуда сведения о том, что Савельев умер в Харбине в 1934 году? Знаю, что был еще один генерал Савельев, умерший в Китае в 1924 году. Нет ли тут путаницы? Может Моторный не ошибается?

StanLey777: Шеврон пишет: Откуда сведения о том, что Савельев умер в Харбине в 1934 году? Знаю, что был еще один генерал Савельев, умерший в Китае в 1924 году. Нет ли тут путаницы? Может Моторный не ошибается? Реальных Савельевых Николаев, в водовороте событий Гражданской войны, было три (подчеркиваю РЕАЛЬНЫХ, т.к. на просторах Интернета существует ещё некий собирательный образ : мифический генерал Савельев Николай Александрович , пример его биографии здесь : click here. Мифический , потому человека с такой биографией, в русской армии не существовало , а создан он был из отдельных фрагментов биографий реальных людей, о которых скажу ниже и некоторых абсолютно придуманных моментов. Создателем данного персонажа, по видимому является Клавинг В. В., во всяком случае в его книге "Кто был кто в Белой Гвардии и военной контрреволюции (1917-1923 гг.): Энциклопедический справочник". СПб., I998. С. 110-111. говорится о Савельеве Николае Александровиче. Мы этого генерала не рассматриваем по указанным причинам). Два из трёх, были генералами ещё царского производства : а именно, интересующий нас Николай Антонович и Николай Петрович ( они оба были выпускниками Виленского пехотного юнкерского училища, последний окончил его на пять лет позже, затем окончил Академию Генерального штаба). Но Савельев Н.П. участие в Белом движении принял на Юге России, затем в эмиграции, сначала в Югославии , после второй мировой войны в Венесуэле, где и похоронен. Третий - Николай Иванович Савельев - уссурийский казак, генерал производства 1920 года, он на заключительном этапе борьбы на Дальнем Востоке был соратником атамана Семенова Г.М. В книге Волкова,Егорова,Купцова "Белые генералы Восточного фронта Гражданской войны" указаны справки на этого Савельева и на интересующего нас Николая Антоновича, т.к. они оба участвовали в вооруженной борьбе на Востоке России, однако в данной книге допущена ошибка. Так указано, что и тот и другой в одно и тоже время командовали Гродековской группой войск. На самом деле, Гродековской группой командовал Савельев Н.И. После поражения белого движения на Дальнем Востоке и Савельев Н.А. и Савельев Н.И. ушли в эмиграцию в Китай. Николай Антонович проживал в Харбине, а Николай Иванович - в Шанхае. В вышеуказанной книге указано что Николай Иванович умер в г.Харбине в 1924 году, но это также неточная информация. Есть данные (ГА РФ. Ф.5963. Оп.1. Д.6. Л.5.), что в феврале 1928 г. состоялось общее собрание Казачьего союза в г.Шанхае, на котором генерал-лейтенант Н.И. Савельев сделал доклад "О положении в Приморье", в котором утверждал, что "Советская власть в Приморье не имеет опоры ни в казачестве, ни в крестьянстве" и призывал вести революционную работу против большевиков "только внутри России". Следовательно, как минимум по состоянию на февраль 1928 года данный Савельев Н.И. был в здравии. Теперь по году смерти Савельева Н.А. Дата смерти указана в его биографической справке, имеющейся в списках выпускников Виленского пехотного юнкерского училища click here, также в его биографической карточке на проекте "Русская армия в Великой войне" (они приводят источник информации - книга Хисамутдинова А.А. "Российская эмиграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Америке". Владивосток, 2000 г. Кроме того, провожу фрагмент из книги Абловой Н.Е. "История КВЖД и российской эмиграции в Китае (первая половина ХХ в.)". - Мн.: БГУ, 1999. - 316 с. ISBN 945-445-242-5 "...Можно привести и другие доказательства нежизнеспособности Дальневосточного объединения эмиграции. Так, сразу после совещания в Пекине в конце сентября 1930 г. в Маньчжурию приехал начальник дальневосточного отдела РОВС М.К. Дитерихс. По мнению советского консула в Харбине Б.Н. Мельникова, задача генерала заключалась в установлении регулярной связи с белыми отрядами на Западной линии КВЖД (И.А. Пешкова, И.И. Зыкова и др.); создании новых отрядов для направления на смежные территории СССР, сборе денег (в частности, через митрополита Мефодия и духовенство ). Дитерихс посетил Харбин, Мукден и Чанчунь, всюду провел совещания и личные встречи с видными военными руководителями эмиграции в ОРВП: Шильниковым, Бакшеевым, Гордзиловским (моё примечание - ошибка в фамилии , правильно Бордзиловский А.В.): , Савельевым и др. Дитерихс предложил разграничение и переподчинение белых организаций: военных РОВС, гражданских - Хорвату . Подобные действия военных руководителей эмиграции сводили на нет только что достигнутое объединение. В Харбине после отъезда Дитерихса возникла вражда между В.И. Колокольниковым (Беженский Комитет) и представителями РОВС (А.Г. Сычев, И.Ф. Шильников), а также близким к РОВС издателем газеты "Русское Слово" А.И.Коробовым. В письме к Хорвату от 21 октября 1930 г. Колокольников в весьма резких выражениях отзывался о приезде Дитерихса в Харбин и назвал деятельность "Дитерихса и Обще-Воинского Союза вредной для эмиграции и предательской... по отношению Дальневосточного объединения эмиграции". После провозглашения Маньчжу-диго русская эмиграция была поставлена под жесткий контроль японских властей, которые создавали новые эмигрантские объединения, полностью подчиняя жизнь белых русских в Маньчжурии собственным задачам. Так Дальневосточное объединение эмиграции, единственное объединение во всем Русском зарубежье, тихо сошло с исторической сцены...." Т.к. события, рассматриваемые в книге относятся к концу сентября 1930 года, то следовательно по состоянию на это время, Савельев был в здравии.

Шеврон: Спасибо за интересный рассказ, возможно так все и было и Моторный действительно ошибался. Но тогда вопрос, каким образом Н.А. Савельев попал на Дальний Восток, если известно, что он участвовал в походе остатков Уральской армии на форт-Александровск, а оттуда уехал в порт-Петровск?

StanLey777: Шеврон пишет: каким образом Н.А. Савельев попал на Дальний Восток, если известно, что он участвовал в походе остатков Уральской армии на форт-Александровск, а оттуда уехал в порт-Петровск? Да, упоминание о его нахождении в форте, встречается в книге Толстова В.С. Как попал на Дальний Восток не знаю. Можно предположить , что также , как и другие - морским путём.

Kira Shekina: Добрый день, уважаемые форумчане. Я – новичок и, может быть, мое письмо не очень складное и длинное, тогда уж простите, и сократите лишнее. Я Кира Викторовна, в девичестве Щекина. Пенсионерка 68 лет. Моя бабушка по папиной линии - Евгения Ивановна Моторная - сестра Владимира и Виктора Моторных. Хочу Вас поблагодарить за обсуждение на форуме Владимира Ивановича Моторного. Мне, несмотря на то, что со следственными делами я была уже знакома, ваши обсуждения на форуме, помогли понять, что же на самом деле происходило на Урале в 20-е годы и роль Моторного в УОА. В 1931 году были репрессированы пять мужчин моей родни. История их жизни и все их документы были уничтожены. Я в настоящее время стараюсь собрать сведения о родных, узнать их судьбу, представить какими они были. У меня есть две фотографии Владимира. Одна на диске - хорошего качества - прислало УСБ из следственного дела за 1931, другая - оригинал - фото - дало ФСБ из- следственного дела за 1927 год. Меня очень интересуют фотографии молодого Владимира за 1908 и 1920 год, о которых упоминают на вашем форуме Шеврон и Киев-1Уральский. Шеврон: есть фото 1920 года, времен Гражданской. Может быть выложу со временем. Красные с фоткали, как в плен взяли. Киев-1Уральский: У меня есть его фото 1908 года. Возможно ли обменяться этими фотографиями, на те которые есть у меня? Заранее благодарю. С уважением Кира.

Шеврон: Kira Shekina пишет: Возможно ли обменяться этими фотографиями, на те которые есть у меня? Конечно, возможно. Отправьте мне в личное сообщение адрес своей почты, я Вам скину фотографию. Не подскажите, как звали сына Владимира Ивановича Моторного? Не могу найти эту информацию.

Kira Shekina: Шеврон пишет: Конечно, возможно. Отправьте мне в личное сообщение адрес своей почты, я Вам скину фотографию. Отправила Вам в личку мой адрес. Шеврон пишет: Не подскажите, как звали сына Владимира Ивановича Моторного? Не могу найти эту информацию. Из показания допроса Моторного Владимира Ивановича от 29 февраля 1931 г. «….Вот короткая история моей службы у белых, с ее началом, которое я так долго и тщательно скрывал, и с ее концом, который я неправильно освещал. Эта тайна висела надо мной…. вторая жена владела моей тайной и держала меня, благодаря этому, в своих руках. Со своей стороны я, не признавал ее ребенка за своего сына и все же ежемесячно платил ей деньги, чтобы поставить ее в материальную от меня зависимость». Из черновика письма моего отца: «…Она была уральская казачка (Донскова Клавдия Ивановна)…Году в 27 она сумела «по секрету» родить ребенка, который был записан Виктором Владимировичем М. Конечно, это ребенок был не дядин сын, потому что за положенный период до его рождения она несколько месяцев «гостила» в Уральске. Когда дяде Володе через знакомых стало известно о рождении «его ребенка», он немедленно решил развестись».



полная версия страницы